О причинах многоступенчатого кризиса в Германии рассказала сертифицированный бухгалтер Лена Петрова, автор одноименного YouTube-канала.
Некогда мощная европейская держава, Германия пережила серьезный экономический спад, от которого, как ожидается, она не оправится в ближайшее время. Согласно последнему прогнозу Международного валютного фонда, к концу текущего года экономика Германии вообще не будет расти, что все же лучше, чем ее падение на 0,3% в прошлом году. В 2025 году ожидается рост всего примерно на 0,8%.
Распад правящей коалиции
Как раз в тот момент, когда многие думали, что ситуация для Германии не может стать хуже после объявления Volkswagen о закрытии заводов и увольнении тысяч сотрудников, страна получила еще один удар – правящая коалиция распалась.
Канцлер ФРГ Олаф Шольц обвинил в происходящем теперь уже бывшего министра финансов Кристиана Линднера из-за отказа продолжать финансирование Украины. По мнению Шольца, позиция Линднера разрушила коалицию, разделив чиновников и развалив немецкое правительство.
Линднер пошел на ограничение помощи Украине, просто указав на очевидный факт: Германия больше не в состоянии поддерживать свою собственную экономику, не говоря уже о финансировании международных конфликтов. Помимо попытки заставить Линднера утвердить бюджет, в центре которого была бы дальнейшая помощь Украине, Шольц также заявил, что теперь, когда Дональд Трамп возвращается к власти, европейцам, и особенно Германии, придется усилить поддержку Украины.
Анналена Бербок, министр иностранных дел Германии, недавно объяснила, что, по сути, экономический кризис в Германии начался из-за того, что страна оказывала помощь Украине. По ее словам, €37 млрд, предоставленных Украине, пришлось вычеркнуть из программ социальных и инфраструктурных расходов Германии.
«Мы хотим и должны поддержать Украину, чтобы обеспечить мир. Но €37 млрд никогда не были предусмотрены в бюджете, поэтому нам приходилось урезать расходы в других областях, к примеру, в социальной сфере. Это были болезненные для нас решения, особенно когда мы сообщили, что больше не можем финансировать, например, дошкольное образование. Нам пришлось сократить инвестиции в нашу страну», – сказала Бербок.
Кризис процветает
Можно утверждать, что, уволив Кристиана Линднера, под руководством которого экономика Германии переживала серьезный спад, Шольц создал еще больший политический кризис, считает Лена Петрова. В Шольце теперь разочарованы три партии, которые ранее поддерживали его: зеленые, социал-демократы и Свободная демократическая партия.
«Теперь, когда Шольца поддерживает лишь небольшое меньшинство, а экономическому кризису в Германии не видно конца, его дни на посту могут быть сочтены. Будет очень интересно посмотреть, как будет развиваться этот кризис, но ясно одно: если Германия не изменит свою политику и не начнет думать самостоятельно, значимого восстановления может и не быть», – подчеркнула она.
Еще один тревожный сигнал заключается в том, что немецкие компании начали активно переносить производство за границу, где они могут воспользоваться доступными энергоресурсами и дружественной нормативно-правовой средой. К слову, европейские инвестиции в создание новой компании или строительство нового предприятия за рубежом по состоянию на июнь этого года достигли рекордного уровня в $3,9 млрд. Европейские компании массово инвестируют в инфраструктуру в Китае, поскольку хотят обезопасить свои цепочки поставок.
«Теперь, когда правительство Германии рухнуло, экономические потрясения и политическая нестабильность могут еще больше ослабить любые шансы на значимое восстановление, если только не произойдет полный разворот во внешней и внутренней политике страны», – поделилась мнением Петрова.
Сергей Хестанов про Трампа, рубль и вклады
Последствия возвращения Трампа в Белый дом, торговые взаимоотношения между США, Китаем, Евросоюзом и многое другое обсудили с макроэкономистом Сергеем Хестановым.
Делимся мнением эксперта от первого лица.
Финансовый рынок, в особенности американский, отреагировал на победу Дональда Трампа на выборах достаточно позитивно. Тем не менее важно понимать, что это лишь психологический эффект.