Дивидендные истории на рынке акций остаются, и будут оставаться самыми понятными стратегиями инвестирования. В условиях снижения ставки ЦБ РФ получение дивидендного дохода становится ещё более актуальным, так как возможности получать консервативный доход по банковским депозитам заметно сокращаются.
На 2020 год для большинства инвесторов мы рекомендуем придерживаться бумаг, которые уже доказали свою состоятельность по выплатам дивидендов. Для более узкого круга есть отдельные истории с более высокими выплатами, но и более высокими рисками недополучения прибыли, или убытка.
Нефтегазовый сектор
Акции «Газпрома» остаются одной из главных дивидендных идей, поскольку компании ещё предстоит поднять выплаты с 25% до 50% от прибыли. Это также означает, что бумага будет активно расти, приводя в соответствие свою цену относительно безрискового дохода ОФЗ. Возможно, что доходность по итогам 2019 года будет на уровне 2018 года, но это лишь пауза перед будущим ростом с потенциалом до 25-30 рублей на акцию, или около 10-12% доходности к цене на середину декабря 2019 года.
Читайте: Как эксперты оценили перспективы акций «Алроса»
Сектор электроэнергетики
Отдельно стоит выделить бумаги электроэнергетики. Потенциал их роста не столь велик, но они, как правило, выплачивают неплохие дивиденды. По акциям «МРСК Центра» мы ожидаем итоговую доходность в 2019 году на уровне 12%, по привилегированным «Ленэнерго» – около 11%, по «ЭНЕЛ Россия» – около 10,5%, по «ФСК ЕЭС» – около 8,5%-9,0% и по «Юнипро» – около 8,0%-8,5%. Есть большие основания для того, что и в 2020 году они сохранят схожую доходность.
Металлургический сектор
Отдельно выделим сектор чёрной и цветной металлургии, который понёс существенные потери на фоне торговой войны США и Китая. Между тем текущие дивиденды за 2020 год говорят о том, что эти компании неплохо приспособились к ситуации, и обещают своим инвесторам хорошие выплаты. По итогам текущего года мы ждём доходность по акциям НЛМК – около 12,5%, по ММК – около 12,0%, по «Северсталь» – 12,0%, по ГМК «Норникель» – 10,0% и по «ВСМПО-Ависма» – 10,0%.
Необходимо помнить, что многие компании перешли на выплату дивидендов по итогам кварталов или полугодий. Соответственно, итоговая доходность по текущему году предполагает учёт уже выплаченных сумм. В 2020 году данный сектор также может получить дополнительную поддержку за счёт увеличения финансирования инфраструктурных проектов.
Стоит также отметить, что российский рынок вступает в эпоху, когда ставка ЦБ РФ становится важным фактором влияния на котировки акций. По сути, ставка ЦБ РФ является ориентиром безрисковой доходности. Акции с высоким рейтингом надёжности и предсказуемости дивидендных выплат будут стремиться к переоценке своей стоимости в соответствии с безрисковой доходностью. По этой причине почти все бумаги с хорошим дивидендным доходом, включая названные, а также телекоммуникации и нефтедобычу, имеют потенциал роста при замедлении инфляции и смягчении денежной политики ЦБ РФ.
Собственно говоря, текущая дивидендная доходность рынка вполне сравнима с безрисковой доходностью. По отдельным секторам она значительно выше, как, например, в секторе металлургии и электроэнергетики. Нефтяные бумаги, как правило, относят к дивидендным акциям, но рынок проводит более активную переоценку сектора и текущая дивидендная доходность нефтяных компаний далеко не самая лучшая на рынке. В любом случае, при дальнейшем снижении ставки вложения в акции с дивидендным потенциалом является более эффективной стратегией управления своих накоплений. К тому же акции это также инструмент от неожиданных переоценок рубля. В периоды кризиса рынок может упасть, но затем быстро восстановиться или откорректировать свои значения с учётом ослабления рубля.
Бурный рост числа частных инвесторов на Московской бирже во многом связан с тем, что на фоне падения доходностей депозитов они ищут и находят более выгодные инструменты для размещения своих накоплений.
Ford vs Ferrari, или о чем стоит знать инвесторам
Сперва речь пойдет об американском холдинге. На протяжении многих лет Ford активно работал над сокращением расходов и сосредоточился на более сильных брендах.
Одной из стратегий оптимизации издержек была продажа непрофильных активов. В 2010 году автопроизводитель продал Volvo китайской компании Zhejiang Geely Holding. Однако из-за ослабления продаж Ford принял решение расширить линейку выпускаемых автомобилей.
В 2016 году был создано подразделение Ford Smart Mobility, специализирующееся на разработке самоуправляемых автомобилей. Параллельно компания объявила об увеличении линейки электромобилей, так как это ключевой перспективный рынок для всей индустрии. Компания фокусируется на производстве пикапов, внедорожников и кроссоверов.