Способы пополнения федерального бюджета за счет бизнеса обсудили инвестиционный консультант ФГ «Финам» Тимур Нигматуллин и финансовый обозреватель Константин Бочкарев на YouTube-канале «РБК инвестиции».
За последние сутки индекс Мосбиржи вырос на 0,55%, до 3068,67 пункта. Сейчас перед российским фондовым рынком стоят несколько вызовов: повышение ключевой ставки до 13% годовых, некоторое укрепление рубля до 96,51 рубля за доллар, введение экспортных пошлин для компаний (исключение составил нефтегазовый сектор).
Налог на сверхприбыль
В Госдуму внесли законопроект, предполагающий расширение налога на сверхприбыль (windfall tax) на нефтегазовый и угольный сектор. В этом году крупные компании обязали заплатить налог со сверхприбыли, полученной в 2021–2022 годах, до 28 января 2024 года.
Согласно закону, если за предыдущие 2 года средняя прибыль компании превысила 1 млрд рублей, то компания должна выплатить 10% от суммы превышения прибыли за эти годы над аналогичным показателем за 2018–2019 годы. При этом ставка может быть снижена до 5%, если компании уплатят налог с 1 октября по 30 ноября 2023 года.
Говоря о пополнении федерального бюджета, Нигматуллин отмечает 2 сценария: «Первый сценарий: денежные потоки, которые накопились, будут изъяты через налоги. Второй сценарий: еще нет утвержденного согласованного решения, связанного с выплатой дивидендов, то есть это решение будет приниматься и согласовываться. И вот это пояснение, что пополнение доходной части бюджета будет за счет разовых доходов, возможно именно по той причине и появилось, что нет решения, согласованного со всеми сторонами, относительно выплат».
Дивиденды
В 2023 году поступления дивидендов в бюджет превзойдут ожидания и составят 618,5 млрд рублей вместо 544,1 млрд рублей, об этом сообщает Минфин в материалах к проекту федерального бюджета. На 2024 год ведомство снизило прогноз дивидендных поступлений в бюджет на 23%, до 845,2 млрд рублей, от суммы, которая была заложена в действующем бюджете на 2023 год и плановые 2024–2025 годы. На 2025 год Минфин понизил прогноз по дивидендам с ожидаемых 823,6 млрд рублей до 585,1 млрд рублей.
«В первую очередь бюджет – это всего лишь способ дополнительно, скажем так, увеличить вероятность реализации предположения. Нужно смотреть на то, сколько у компаний денег, какой у них долг, нужно ли им этот долг гасить. И у топ-5 компаний индекса Мосбиржи (это госкомпании, кроме “Лукойла”) есть возможность наращивать дивидендные выплаты, и с учетом слабого рубля они тем более могут это сделать», – считает консультант.
Ссылаясь на «Интерфакс», Бочкарев отмечает, что основными донорами бюджета считаются также «Газпром», Сбербанк, «Транснефть» и госхолдинг «Роснефтегаз», аккумулирующий дивиденды на пакеты акций «Роснефти», «Газпрома» и «Интер РАО». Нигматуллин подчеркивает, что форвардная дивидендная доходность акций составляет около 8% годовых. При этом сейчас доходность ОФЗ, которые являются менее рискованными инструментом в сравнении с акциями, достигает 12–13% годовых.
«Я бы отметил такой момент: за последние 15 лет вся доходность индекса Мосбиржи в реальном выражении была сформирована за счет дивидендов, то есть рост котировок был полностью нивелирован накопленной инфляцией. Поэтому все следят за дивидендами, и здесь, как мы видим, ничего хорошего нет», – заключает эксперт. Текущая ситуация создает перспективы для коррекции рынка акций.
Акции British American Tobacco упали на 20% с начала года. Стоит ли покупать?
Динамику акций и перспективы бизнеса British American Tobacco обсудил Пол Габраил, соавтор YouTube-канала «Everything Money».
За последние два десятилетия табачная промышленность пережила резкий спад, однако ведущие мировые табачные компании по-прежнему предлагают одни из самых высоких дивидендов среди игроков с крупной капитализацией. Средняя годовая дивидендная доходность трех крупнейших компаний отрасли – Philip Morris International (PM), Altria (MO) и British American Tobacco (BTI) – составляет 7,75%. Это на голову выше среднего показателя по акциям, входящим в индекс S&P 500, который находится на уровне 1,4%, а также доходности десятилетних казначейских облигаций на уровне 4,5%.