Компании и люди / Financial One

Как Uber чуть не обанкротил финансовую компанию

Как Uber чуть не обанкротил финансовую компанию
3388
Всего одна заметка в уважаемом издании привела к бурному росту цен акций небольшой нью-йоркской компании, чьи дни, казалось, уже были сочтены. Но трейдеры надеются, что это только временная передышка, и продолжают наращивать короткие позиции в неоднозначных бумагах.

Пришедший в Нью-Йорк сервис Uber создал проблемы местным таксистам, сбив цены и уведя часть клиентов. Но пострадали и другие бизнесы, завязанные на инфраструктуру таксомоторных служб в крупнейшем городе США. Среди них - Medallion Financial, с 1979 года занимавшаяся финансированием покупок лицензий на право работать таксистом в Нью-Йорке. Их количество ограничено (сейчас их выдано немногим больше 13300), а спрос очень велик, поэтому стоимость медальонов, которые можно свободно покупать и продавать, обычно составляет сотни тысяч долларов, а в 2014 году доходила до $1,3 млн.

Учитывая, что среди нью-йоркских таксистов большинство - небогатые иммигранты, купить медальон на свои деньги они не в состоянии. Банки отказываются давать кредит иммигрантам без истории и собственности, поэтому предоставлением займов под процент для таких покупок и занимается компания Medallion Financial, готовая рисковать, получая повышенный процентный доход. Прибыль компании прямо связана с успешностью работы таксистов.

До прихода Uber и Lyft проблем с этим не было: ограниченное предложение услуг на фоне постоянно растущего спроса приносило хорошую выручку таксистам, которые платили проценты Medallion Financial. Однако, появление конкурентов вызвало беспокойство в рядах инвесторов (Medallion торгуется на бирже с тикером TAXI). Общей идеей в рассуждениях аналитиков и журналистов стало ожидание краха всей системы лицензированного такси в городе, а с ней и финансистов.

В ноябре 2013 года, когда еще ничто не предвещало беды, акции TAXI торговались по $15-17 за штуку, а компания четыре раза в год выплачивала дивиденды по 20-22 цента на бумагу. Но с начала 2014 года котировки устойчиво падали и 18 сентября 2015 года достигли нижней точки - $6,15 за акцию, то есть компания оценивалась в 6 ожидающихся годовых прибылей и 60% нетто-капитала (book value). По данным биржи, 3,3 млн акций или 13,4% от выпущенного количества были проданы «в шорт» - спекулянты не верили, что компания сможет оправиться от такого падения.

И тут произошло что-то похожее на чудо. В субботу, 19 сентября, в издании Barron’s вышел большой материал журналиста Джека Уиллоби, посвященный ситуации вокруг Medallion. Из статьи выясняется, что цены медальонов упали всего до $875 тысяч, а сама компания зарабатывает $16-17 млн прибыли при выручке $45 млн в год, при этом доходы легальных таксистов в Нью-Йорке в 2014 году (когда уже вовсю Uber работал) снизились всего на 1,7% до $2,39 млрд.

Более того, главный кредитор таксистов на самом деле уже 10 лет назад начал диверсифицировать бизнес (даже запустила собственный банк в Юте) и теперь получает доходы от кредитования предпринимателей и собственников жилья, ремонтирующих свои дома и квартиры. В результате, такси-займы приносят корпорации всего пятую часть совокупного процентного дохода. В заметке также приводится мнение некоторых аналитиков, считающих, что рынок переоценил угрозы и загнал цену акций Medallion совсем не туда, где она должна быть.

Торги в понедельник начались с отметки $7,2 за акцию (более 15% роста к цене закрытия), а к вечеру среды 23 сентября цена достигла $8,47. После некоторого охлаждения, связанного с фиксацией быстрой прибыли, началось затяжное ралли. 19 октября цена акций достигала $8,7, что на 35% превышает минимумы сентября.

Тем не менее есть и те, кто ожидает поражения «быков», несмотря на бурный рост цены акций в данный момент. В издании The Motley Fool инвестор Джордан Уотен критикует «волшебную» заметку, вызвавшую настоящий взрыв интереса к акциям Medallion. По его словам, просрочка по займам растет, стоимость обеспечения уверенно снижается, при этом более 70% кредитов были выданы в 2013-2014 годах, когда цена медальонов (выступающих в качестве обеспечения) была на исторических максимумах. Уотена поддерживают и участники рынка. Пока одни покупают акции, поднимая их цену, другие увеличивают короткие позиции. По данным на 30 сентября, доля проданных «в шорт» бумаг достигла 17,5% от общего объема выпуска (и 20% акций в свободном обращении). Время покажет, кому помогла статья в Barron’s - компании и ее акционерам или биржевым игрокам, получившим возможность продать акции «в короткую» на намного более высоких уровнях.





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи