Акции британских сетей супермаркетов движутся ко дну, утягивая за собой инвесторов. Среди пострадавших - крупнейшие инвестиционные компании, включая Berkshire Hathaway Уоррена Баффета и катарский государственный инвестиционный фонд. Это не кратковременное падение цен акций, а фундаментальная проблема для британских магазинов: жители Соединённого Королевства меняют своё потребительское поведение. А виноваты во всём немецкие дискаунтеры.
Магазинный чек на миллиард фунтов стерлингов
За последний год бумаги крупнейшей британской сети супермаркетов Tesco потеряли 52% стоимости. Акции третьей по размеру сети Sainsbury's просели на 41%, а четвёртой - Morrisons - подешевели на 43%. Вторая по доле на рынке сеть Asda является подразделением американского гиганта Walmart, её акции свободно не торгуются.
Учитывая высокую капитализацию ведущих ритейлеров, потери инвесторов оказались весьма значительными. Так, крупнейший акционер Sainsbury's - суверенный фонд Катара, владеющий 26% акций сети - терпит убытки, превышающие £1,5 млрд. Самое неприятное для госфонда заключается в том, что он вошёл в компанию на исторических максимумах цены её акций в апреле-июне 2007 года. Тогда за одну бумагу Sainsbury's давали почти 600 пенсов, в то время как сейчас их цена упала до 229 пенсов. Полученные за это время примерно £450 млн в виде дивидендов (минус налоги) не в состоянии компенсировать убытки.
На вложениях в английский ритейл погорел и знаменитый суперинвестор Уоррен Баффет. Его «чек» за увлечение инвестициями в островные супермаркеты на данный момент составляет $700 млн, испарившихся в акциях крупнейшей британской сети Tesco. На прошлой неделе Баффет, выступая на телеканале CNBS, признался, что «совершил огромную ошибку», купив эти бумаги и не избавившись от них полностью в предыдущие годы. Однако Норвежский банк, управляющий инвестициями гигантского пенсионного нефтяного фонда страны (более $840 млрд), так не считает: его трейдеры продолжают наращивать позиции в акциях Tesco, пользуясь падением их цены. На сегодня норвежцы владеют уже 7% бумаг крупнейшего английского и одного из крупнейших мировых ритейлеров.
Немцы делают это дешевле
В чём же проблема, что мешает супермаркетам если не наращивать капитализацию, то хотя бы не отставать от индекса FTSE 100, который весь последний год колеблется в пределах 6400-6800 пунктов? Основная проблема пришла из Европы. Оказывается, англичане распробовали относительно новый для них формат больших магазинов - дискаунтеры, - то есть очень простые супермаркеты с ограниченным набором товаров и ненавязчивым сервисом, но с низкими ценами. Немецкие сети дискаунтеров Lidl и Aldi ведут активную экспансию на Туманном Альбионе, последовательно увеличивая долю присутствия на рынке. Так, по данным на середину сентября, за предыдущие 12 месяцев доля Aldi выросла с 3,7% до 4,8%, а доля Lidl - с 3% до 3,5%, в то время, как доля Tesco упала с 30,2% до 28,8%, доли остальных лидеров (кроме Asda) тоже снизились.
На первый взгляд, показатели кажутся не слишком впечатляющими, но, на самом деле, это настоящая революция. Немецкие сети переманивают покупателей, в том числе средний класс, который теперь тратит на тот же набор товаров меньше денег, чем раньше. Крупные игроки рынка вынуждены вступать в ценовую войну с новичками, что при низкой марже чревато серьёзными неприятностями в отчётах о прибылях и убытках.
И действительно, менеджеры Tesco недавно были вынуждены сообщить о пересмотре в сторону понижения текущих прогнозов по прибыли, а также об отставке генерального директора компании. Также недавно выяснилось, что бухгалтеры весьма «творчески» подходили к отчётности, в результате чего ожидаемая прибыль Tesco оказалась завышена на £250 млн. Скандалы давят не только на котировки крупнейшей в Британии сети супермаркетов, но и на конкурентов: если уж у Tesco всё настолько плохо, что же творится у остальных?
Доли рынка ведущих сетей супермаркетов Соединённого Королевства (данные Kantar)
Кто же заработал?
Проблемы торговых сетей, акции которых торгуются на бирже, не могли не привлечь внимание спекулянтов, играющих на понижение. Бумаги Sainsbury's на данный момент оказались самыми «зашорченными» из всех акций, входящих в индекс FTSE 100. По данным британского фондового регулятора, три крупнейших шорт-селлера имеют позиции размером выше 1% акций Sainsbury's каждый. Так, хедж-фонд Lansdowne Partners держит шорт на 1,89% акций, доля Lone Pine - 1,4%, а компании Marshall Wace - 1,14% акций. При текущей капитализации Sainsbury's в £4,34 млрд, речь идёт о ставках на десятки миллионов фунтов.
Кроме перечисленных компаний шортят ритейлера также Adelphi Capital, BlackRock, Emerging Sovereign Group, Eton Park International и другие, не говоря уже о простых трейдерах. Для лучшего понимания ситуации стоит иметь в виду, что в свободном обращении находится примерно половина акций Sainsbury's, остальные принадлежат упомянутым выше катарцам и различным потомкам основателя сети.
Большой массив коротких позиций с одной стороны говорит о неверии рынка в светлое будущее компании, но с другой - предоставляет отличную возможность сыграть на их возможном быстром закрытии в случае появления хороших новостей. Стратегия нового руководства компании должна быть озвучена 12 ноября 2014 года.
Хорошая покупка для людей со стальными нервами
Другая интересная возможность для инвестирования - четвёртая по доле рынка и третья среди торгуемых на бирже сеть супермаркетов в Соединённом Королевстве Wm. Morrison Supermarkets или просто Morrisons. Инвестор и постоянный автор издания The Motley Fool Руперт Харгривз ещё в мае нынешнего года заметил, что Morrisons торгуется дешевле размера чистых активов (активы минус долг), что очень любят стоимостные инвесторы, последователи Баффета и Грэма.
Особенность этой сети - принадлежащее ей право собственности на большую часть магазинов, тогда как другие ритейлеры в основном арендуют помещения. Общая стоимость этой недвижимости составляет около £9 млрд, чистый долг - всего £2,6 млрд, то есть чистые активы составляют как минимум £6,4 млрд, не включая оборудование, стоимость бренда и прочее. При этом, несмотря на все трудности, компания приносит прибыль и платит дивиденды. Но капитализация Morrisons - всего £3,7 млрд. Разница в £2,7 млрд - скрытая стоимость, которая может проявиться после выхода компании из полосы трудностей (если у неё это получится). Но вернуться к нормальному уровню цены акций могут далеко не сразу, и инвестору, верящему в успех Morrisons, возможно, придётся пережить много неприятных моментов, наблюдая временное снижение цены его бумаг.
Британские супермаркеты сейчас находятся в очень сложном положении. На уже давно сложившийся и поделенный рынок пришли новые агрессивные игроки, буквально каждый месяц «отъедающие» долю у лидеров. Но ещё хуже, что привычные к высоким ценам на продукты и базовые товары британцы теперь всё чаще требуют максимальных скидок и, не получая их в традиционных магазинах, идут в Lidl и Aldi. Чтобы вернуться к успеху и прибыли, английским торговым сетям придётся стать похожими на дискаунтеров. Кто первый это сделает, тот и получит огромное преимущество перед конкурентами. И принесёт заметную прибыль инвесторам. Тут главное - сделать правильную ставку. Или диверсифицировать портфель, поступившись частью прибыли ради разумного хеджа.