По оценкам Fortune, крупнейшие инвестиционные банки заработали на программах количественного смягчения $653 млн только в виде комиссионных за пять лет их проведения. Главными бенефициарами стали именитые JPMorgan Chase и Goldman Sachs. Хотя ФРС и не сильно переплачивала за выкуп ценных бумаг с рынка, по оценкам экспертов, процесс QE можно было организовать более эффективно.
По итогам последнего заседания FOMC было официально объявлено, что пятилетний период количественного смягчения в США окончательно завершен. Все много говорили и писали о QE, но о том, как проходил сам процесс выкупа бумаг с рынка, известно очень мало. На самом деле ФРС приобретала облигации выше рыночных цен, и крупнейшие финансовые институты смогли на этом неплохо заработать.
Федеральная резервная система проводила скупку казначейских и ипотечных облигаций по схеме обратных аукционов, на которые допускались только 20 первичных дилеров из крупнейших глобальных инвестиционных банков. Для них ФРС объявляла объем выкупа и состав бумаг по срокам обращения. Затем выбирались лучшие предложения по оригинальному алгоритму, суть которого сводится к тому, что Федрезерв старался минимизировать свои затраты.
По мнению бывшего исполнительного вице-президента ФРБ Атланты Роберта Эйзенбейса, к аукционам стоило допускать не только крупнейших дилеров, но и более мелких игроков. Тогда американская экономика почувствовала бы более сильный эффект от QE. «Основной целью количественного смягчения ставилось увеличение кредитование реального сектора. Но оно так и не достигло необходимых уровней. Доступ более широкого круга участников к процессу выкупа более равномерно распределил бы полученную от ФРС ликвидность, часть которой пошла бы как раз на финансирование бизнеса. Я считаю, что все было проведено по довольно архаичной схеме», – добавил он в беседе с Fortune.
Крупнейшие инвестиционные банки действительно смогли неплохо заработать, участвуя в аукционах. Экономистами ФРС в июне этого года было проведено масштабное исследование, в котором они подробно проанализировали второй раунд количественного смягчения в период с ноября 2010 года по сентябрь 2011, в течение которого было проведено 139 аукционов и выкуплено облигаций на сумму $780 млрд.
Исследование показало, за тот период 70% всей прибыли от организации QE пришлось на пять инвестбанков: Barclays, BNP Paribas, Goldman Sachs, JP Morgan и Morgan Stanley. При этом Goldman Sachs заработал больше всех в абсолютном выражении, а JP Morgan Chase стал лидером по рентабельности – он сумел заработать $0,04 комиссии c каждых вложенных $100 на продаже облигаций ФРС. В среднем же остальным удалось получить лишь 2 цента.
Поскольку нет точной информации (получить ее могут, наверное, только сотрудники SEC с неограниченными полномочиями и временем), по каким ценам дилеры изначально сами приобретали или предлагали своим клиентам продавать облигации, авторы исследования использовали для оценок рыночные котировки бумаг на момент проведения аукционов. Всего же, если считать относительно цены предложения (цена Bid в стакане) на торгах, банки заработали тогда $268,7 млн. К сожалению, не удалось найти столь качественных исследований для остальных периодов количественного смягчения. Однако по оценкам Fortune, прибыль первичных дилеров по итогам всей пятилетней эпохи составила $653 млн.
Причем нельзя сказать, что сама Федеральная резервная система сильно переплачивала, выкупая столь больше объемы с рынка – в среднем приобретение облигаций обходилась на $0,007 выше цены спроса (Ask) на вторичном рынке на каждые потраченные $100. Если же сравнивать со средними значениями котировок (средние значения Bid и Ask, деленные пополам за период аукциона), то ФРС тратила уже на $0,021 больше.
Стоит отметить, что скупка была очень неоднородной. Среди проанализированных в исследовании 139 аукционов, среднее квадратичное отклонение по переплате составило $0,11. Это означает, что в ряде случаев затраты ФРС на покупку бумаг были существенно выше рыночных цен.