Lifestyle / Financial One

Чем интересна книга Савватеева об экономических механизмах

Чем интересна книга Савватеева об экономических механизмах
6371
Поговорим о новой книге Алексея Савватеева и Александра Филатова «Занимательная экономика. Теория экономических механизмов от А до Я».

Алексей Саватеев – российский математик и специалист в математической экономике, популяризатор математики. Доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН. Профессор МФТИ, профессор Адыгейского государственного университета, ведущий научный сотрудник ЦЭМИ РАН.

Александр Филатов – выпускник Иркутского государственного университета, доцент Школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета.

По словам авторов, книга подойдёт студентам-экономистам, практикам от бизнеса и госуправления, а также всем, кто хочет быть в курсе экономических трендов. В действительности это так и есть. В виду того, что ранее в экономику я сильно не углублялась, данное пособие показалось мне достаточно полезным для пополнения знаний.

Для наглядности авторы используют примеры из жизни, с которыми каждый человек сталкивается повсеместно. Это делает книгу весьма удобной для восприятия информации. Пособие будет для вас более полезным, если какие-то базовые экономические знания у вас уже есть.

Как я поняла, теория экономических механизмов лежит в основе разработки правил и мер, которые являются оптимальными для улучшения благосостояния как отдельных компаний, так и общества в целом. 

Мы ежедневно наблюдаем, как действуют различные экономические механизмы. Например, в книге авторы объясняют причины образования автомобильных пробок или нехватку парковочных мест. Думаю, вы удивитесь, когда узнаете, как на самом деле сложно найти решение в таких ситуациях.

Пример экономического механизма из книги.

Многие сталкиваются с нехваткой парковочных мест возле дома. И возникает вопрос, можно ли повысить эффективность в сравнении с простейшим механизмом «кто первый, того и место».

Рассмотрим простую и заведомо утрированную ситуацию, когда на единственное парковочное место претендуют 4 живущих в доме человека: пенсионер, дважды в год катающийся на стареньких «Жигулях» на дачу, домохозяйка, пару раз в неделю самостоятельно выбирающаяся на шопинг, служащий, который ежедневно утром отправляется на работу, а вечером возвращается домой, и бизнесмен, которому машина по делам бизнеса может потребоваться в любое время дня и ночи. 

Заметим снова, что «циничные экономисты» между социальной справедливостью и эффективностью, как правило, выбирают последнюю. Поэтому навсегда предоставить место мало использующему автомобиль пенсионеру, несмотря на его заслуги и проблемы со здоровьем, вряд ли окажется идеальным решением. Более того, и принцип «всем поровну», в соответствии с которым каждый будет владеть местом по 3 месяца в году, не является пределом мечтаний. 

Эффективность будет максимальной, если место будет принадлежать тому, кто ездит на машине чаще остальных, то есть бизнесмену. При этом, если никак не регулировать процесс, то пенсионер дождется отъезда всех жителей дома, поставит автомобиль на свободное место, где он и будет стоять долгие месяцы. Более того, если вдруг появится второе парковочное место, его займет домохозяйка, также дождавшаяся отъезда остальных на работу. Отрицательный отбор налицо! Места занимают те, кто меньше всего пользуется автомобилем.

Что делать? 

Директивный способ – собирать информацию о количестве поездок за предыдущий месяц и отдавать место тому, кто ездил чаще (контроль и надзор во имя благих целей!) – вариант возможный, но экономисты его не очень любят. Во-первых, всегда будут недовольные, а во-вторых, собрать такую информацию не очень просто. Более того, здесь возможна масса злоупотреблений, от банальных приписок до выездов на машине в соседнюю булочную ради роста целевого показателя.

Но можно действовать более тонко, например, брать плату за место. Однако здесь есть один важный момент: в отличие от массовых продаж в магазинах, имеется единственное парковочное место, и его реальную цену никто не знает. Предложи платить 500 руб. в месяц, и на это пойдут все, включая пенсионера, которому приятно наблюдать любимую «ласточку» из собственного окна. А значит, проблема остается нерешенной. Установи цену в 20 тысяч, и откажутся все, включая умеющего считать деньги бизнесмена. 

В итоге никто не заплатит, а место будет пустовать! Еще один пример того, что плохое регулирование может оказаться хуже его отсутствия. Но что если устроить аукцион? Допустим, пенсионер готов платить за место 500 руб. в месяц, домохозяйка 2000, служащий 3000, а бизнесмен 10000. Передаем место бизнесмену, который должен за него внести в кассу 3 тысячи (почему это лучше, чем 10, мы узнаем в последующих главах книги). Ну а собранные средства можно использовать как на благоустройство территории или уборку подъезда, так и на банальную раздачу поровну тем, кто не получил доступа к благу. 

В итоге довольны все – бизнесмен тому, что получил желанное парковочное место, а пенсионер – тому, что вместо не особенно нужного ему места ему полагается ежемесячная добавка к пенсии в размере тысячи рублей.

В экономике всегда учитываются не только выгоды, но и издержки. Новые парковочные места не могут появиться свыше и бесплатно. Вы готовы ради удобной стоянки пожертвовать зеленой зоной возле дома или детской площадкой? Не факт. Строительство подземных паркингов или менее компактное расположение домов в микрорайоне – тоже весьма затратная вещь. Ну а кроме того часто мы сталкиваемся с проблемами не на этапе проектирования системы, а когда система уже запущена, и решать нужно именно проблему эффективного распределения дефицитного ресурса.

2 наименее опасных актива от Джима Роджерса на медвежьем рынке

Падение индекса S&P 500 примерно на 20% с начала года и мрачная ситуация с акциями – это только начало, считает легендарный инвестор Джим Роджерс. 

«Это худший медвежий рынок в моей жизни, поэтому падение будет сильным и продлится долго», – заявил он. 

Продолжение





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи