Прогнозами по поводу развития экономики, инфляции и рынков при администрации Трампа поделился главный рыночный стратег Euro Pacific Asset Management Питер Шифф в интервью Дэвиду Лину.
Инфляция в США замедлилась, а реальные доходы населения (обычная заработная плата с поправкой на инфляцию) вернулись на уровень, который в последний раз наблюдался до пандемии коронавируса.
Демократы проводили предвыборную кампанию в 2024 году, опираясь на общую силу экономики. После выборов Джо Байден провозгласил, что американская экономика «самая сильная в мире».
Тем не менее республиканцы вновь заняли Белый дом, отчасти благодаря гораздо более тусклому взгляду населения на экономику, пишет The Conversation. Избранный президент Дональд Трамп вел свою кампанию, говоря о якобы сильных экономических показателях своего первого срока, а нынешние условия охарактеризовал как «выгребную яму разрухи».
Трамп спешит на помощь. Или нет?
Сейчас американская экономика находится в худшем состоянии, чем в 2016 году, и именно поэтому Трамп победил с большим отрывом, считает Питер Шифф. Причина, по которой он победил как в первый раз, так и во второй, заключается в том, что экономика США в реальности гораздо слабее, чем на бумаге.
По мнению эксперта, приход Трампа к власти не приведет к улучшению ситуации. Простое снижение налогов, за которое он выступает, не поможет, поскольку большинство налоговых сокращений на самом деле ориентированы не на рост, а на потребление. Деньги, высвобожденные в результате снижения налогов на сверхурочные, чаевые и пособия по социальному обеспечению, будут просто потрачены, объясняет он. А поскольку США и так сталкиваются с рекордным дефицитом торгового баланса, страна зависит от импорта больше, чем когда-либо. Если предоставить людям кучу налоговых льгот, они просто будут больше тратить на импорт, считает Шифф.
«Да, импорт подорожает, потому что Трамп собирается ввести на него тарифы. Но мы все равно будем импортировать, потому что у нас нет возможности производить товары самостоятельно. Мы просто будем платить более высокие цены за счет тарифов», – прокомментировал ситуацию эксперт.
Другая проблема заключается в том, что сокращения налогов проделают огромную дыру в и без того более чем двухтриллионном годовом дефиците бюджета США. К слову, когда Трамп пришел к власти в 2016 году, годовой дефицит составлял около $650 млрд, а ставка ФРС находилась на уровне всего 0,5%. Теперь она составляет 4,5%, а доходность десятилетних облигаций подскочила с 2,5% до почти 4,5%. Процентные ставки выросли, а вместе с ними и госдолг.
Люди ожидают, что при Трампе экономика станет сильнее, но реальность такова, что даже если ФРС сможет снизить краткосрочные ставки до 4%, нет никаких причин, чтобы доходность десятилетних казначейских облигаций не была в районе 6%, говорит Шифф. Проблема в том, что экономика не может справиться с такими высокими ставками.
«Рынок ипотечного кредитования, а также многие другие секторы экономики не выдержат, если доходность казначейских облигаций достигнет 6%. Я считаю, что мы станем свидетелями краха еще большего числа банков, потому что банковская система и так уже неплатежеспособна, в основном из-за низкодоходного долга, который они накопили, когда ставки были на нулевом уровне», – объясняет эксперт.
ФРС будет вынуждена вернуться к количественному смягчению, потому что простого снижения ставок будет недостаточно, считает он. Тем временем инфляция может снова начать набирать обороты. Именно поэтому, когда на последней пресс-конференции один из репортеров спросил Пауэлла, каков план ФРС на случай стагфляции, в ответ он лишь улыбнулся и сказал: «Ну, наш план заключается в том, чтобы надеяться, что ее не будет».
Трамп также говорил о массовой депортации. Здесь стоит вспомнить о том, что значительная часть рабочих мест, созданных при Байдене, была занята нелегальными работниками. Возникает вопрос: кто будет выполнять работу, если мигрантов депортируют? И сколько новой администрации придется заплатить американцам, чтобы они перестали получать пособие и заняли освободившиеся рабочие места?
«Я думаю, что такая политика может принести больше вреда, чем пользы. Мы истощим наши трудовые ресурсы, что приведет к росту стоимости производства в США», – делится мнением эксперт.
По словам Шиффа, у кризиса много составляющих, но основная проблема заключается в том, что США слишком много тратили, занимали и потребляли. Инфляция, которая мало кого беспокоила, когда Трамп победил в 2016 году, теперь стоит на повестке дня.
«Именно поэтому Трамп был избран в первую очередь – потому что инфляция в США стала главной проблемой, от нее страдали люди. Но дальше будет только хуже, поскольку его политика в высшей степени инфляционная. На ФРС будет оказываться сильное давление, чтобы монетизировать растущие дефициты», – говорит Шифф.
Рынки ожидают роста доллара, падения золота и резкого роста стоимости биткоина, поскольку верят в то, что политика Трампа приведет к созданию резервного фонда, обеспеченного биткоином, или сделает прибыль от биткоина безналоговой. Тем не менее такие надежды ошибочны, считает эксперт.
«Откуда, по их мнению, возьмутся деньги, чтобы купить все эти биткоины? Их придется напечатать. Таким образом, это приведет к дальнейшему увеличению государственных расходов. Но вместо того, чтобы тратить средства на материальные товары и услуги, они будут потрачены на то, чтобы сделать людей, владеющих биткоином, богаче – за счет тех, кто им не владеет», – подытожил Шифф.
Валентин Катасонов про теневую экономику в СССР
Причины появления и особенности развития теневой экономики в Советском Союзе обсудили с экономистом Валентином Катасоновым.
Делимся мнением эксперта от первого лица.
У любой экономики есть теневой сектор. Его размер зависит от того, как устроена экономика. В Советском Союзе у экономики всегда была небольшая тень, вне зависимости от временного периода. Но эта тень не угрожала национальной безопасности и обороноспособности страны.