Доходные бумаги экспортеров, которые стали главной и чуть ли не единственной инвестиционной идеей на российском рынке в последнее время, могут потерять свой статус «тихой гавани» для сбережения средств, считают финансовые аналитики. Это случится, если российское правительство все же решит забрать у компаний, ориентированных на экспорт, дополнительные доходы от девальвации рубля, повысив налоговую нагрузку или ужесточив дивидендную политику.
Дополнительные доходы, которые компании-экспортеров получают в результате значительного ослабления рубля, в ближайшее время могут быть изъяты и направлены в российский бюджет. Проработать этот вопрос поручил правительству президент Владимир Путин в ходе совещания в понедельник. По словам главы государства, это нужно сделать аккуратно, дабы «не ослабить экономику компаний-экспортеров» и «сохранить их инвестиционные возможности».
Ранее с похожей инициативой выступил Минфин РФ, который предложил компенсировать недостаток средств в бюджете за счет девальвационных доходов нефтяной отрасли. В частности, ведомство предложило повысить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортную пошлину, пересмотрев методику расчета этих величин. По оценке Минфина, эта мера даст федеральному бюджету в 2016 году дополнительные доходы в размере 609 млрд рублей, в 2017 году – 525 млрд рублей, а в 2018 году – 476 млрд рублей.
Аналитики сходятся во мнении, что безотносительно к способу, который изберет правительство для изъятия девальвационных «излишков», бумаги экспортеров перестанут быть актуальной инвестиционной идеей, и участникам рынка придется искать новые инструменты для сбережения средств и хеджирования рисков.
Василий Танурков, замглавы управления анализа рынка акций в УК «Велес Капитал», выразил убежденность, что увеличение налоговой нагрузки на экспортеров может привести к значительному снижению инвестиционной привлекательности их активов. Особенно это касается нефтяной отрасли.
«Минфин изначально предлагал изменить формулу расчета ставок НДПИ и повысить экспортную пошлину. Это действие, конечно, может произвести долгосрочный негативный эффект на нефтяную отрасль. Объем инвестиций в компании этого сектора рухнет примерно на 20%. Однако не факт, что правительство примет предложение Минфина. Изъять девальвационные доходы у экспортеров можно и по-другому. Есть информация, что правительство может приостановить снижение ставки экспортной пошлины на один год. В этом случае негативный эффект будет меньше», – пояснил аналитик.
Увеличение налоговой нагрузки на экспортеров-металлургов также не будет способствовать росту инвестиций в этом сектор. «Эти компании, конечно, значительно выиграли от девальвации рубля, но если мы посмотрим на их историческую динамику – у них был первый хороший год за долгое время. Отняв у металлургов доходы от ослабления нацвалюты, правительство лишит инвесторов всякого стимула вкладываться в эту отрасль», – сказал Танурков.
По мнению аналитика, еще один сценарий, по которому правительство может изъять девальвационные доходы, – это увеличение дивидендной доходности компаний. «Если поднять планку по размеру дивидендов для «Газпрома» с нынешних 25% до 35% по МФСО, то госбюджет получит дополнительные 100 млрд рублей», – озвучил свои расчеты финансист. Сам он, впрочем, считает подобный вариант развития событий маловероятным, так как государство будет не единственным бенефициаром такой дивидендной политики: деньгами придется делиться с другими акционерами.
В целом, отмечает Танурков, какой бы сценарий ни был принят – экспортерам легче не станет. «Это только в рублях доходы нефтяных компаний и металлургов выросли. В долларах все равно наоборот – притом, что расходы экспортеров в иностранной валюте также довольно высоки», – заявил он.
Содиректор аналитического отдела компании «Инвесткафе» Григорий Бирг придерживается аналогичной точки зрения, отмечая, что любое решение, связанное с увеличением налоговой нагрузки или ужесточением дивидендной политики, способно оказать давление на бумаги экспортеров. Кроме того, последствие этих мер косвенно ощутят на себе и другие сектора рынка. «Давление на основные фишки российского рынка выльется в общее снижение инвестиционной привлекательности», – сказал экономист в разговоре с Financial One.
Аналитик ИХ «Финам» Антон Сороко, в свою очередь, подчеркнул, что акции экспортеров в портфелях инвесторов в ближайшие 3-5 лет могут заменить бумаги компании, занимающих лидирующие позиции в сфере импортозамещения. Причем, в их числе могут оказаться и автопроизводители, и ритейлеры, и предприятия АПК.
Напомним, что в августе рейтинговое агентство Moody's в своем обзоре сообщило об улучшении финансового положения российских нефтегазовых компаний в начале 2015 года, несмотря на падение стоимость нефти. Moody's отмечало, что после девальвации рубля экспортеры топлива смогли сохранить или даже увеличить свои рублевые доходы, а из-за налогового маневра нагрузка на них сократилась. В результате российские нефтяники потеряли только 20% от снижения цен на нефть, остальное недополучил бюджет, подчеркивали аналитики.
C 17 июля 2014 года, когда были приняты первые секторальные экономические санкции против российской экономики, и по 31 августа текущего года отраслевой индекс ММВБ «Металлы и добыча» вырос на 70,94% – с 2 474, 33 до 4 229,65 пункта. При этом некоторые из крупнейших эмитентов, входящих в расчетную базу этого индикатора, смогли значительно опередить его динамику. Так, если акции «Норникеля» выросли за рассматриваемый период на 48,11%, «Русала» – на 80,35%, а НЛМК – на 61,07%, то бумаги ММК и «Северстали» подорожали на целых 222,14% и 140,05% соответственно. Курс российской валюты к доллару США за это же время просел на 93,94% – с 34,38 до 66,47 рубля.