О причинах и последствиях эскалации конфликта на Украине рассказал бывший сотрудник ЦРУ Рэй Макговерн в интервью Dialogue Works.
На днях стало известно о том, что президент США Джо Байден впервые разрешил Украине использовать поставленные США ракеты дальнего радиуса действия для ударов по территории России.
Это серьезное изменение в политике США. Как утверждает The New York Times, решение Байдена вызвало разногласия среди его советников. Также важно понимать, что оно было принято всего за два месяца до вступления в должность избранного президента Дональда Трампа, который собирается ограничить дальнейшую поддержку Украины.
Разрешение украинцам использовать ракеты дальнего радиуса действия, известные как армейский тактический ракетный комплекс, или ATACMS, стало ответом на решение России ввести в бой войска Северной Кореи, сообщили официальные лица США.
Почему Байден разрешил Украине использовать ATACMS?
По словам Рэя Макговерна, решение Байдена стало сюрпризом для многих. Он объясняет его следующим образом: по всей видимости, госсекретарь США Энтони Блинкен проинформировал Байдена, объяснив, что Владимир Зеленский и различные европейские страны настойчиво добиваются одобрения использования Украиной американских технологий, что позволит им наносить удары вглубь российской территории. Вероятно, Блинкен сказал Байдену, что, если он не одобрит использование Украиной ATACMS, текущая администрация США не сможет утверждать, что предоставила Зеленскому все, о чем он просил, особенно в свете продолжающихся требований.
«Я полагаю, что Блинкен сказал Байдену: "Слушай, когда ты уйдешь, ты будешь опозорен, потому что Украина проиграет. И тогда люди начнут говорит, что ситуация бы сложилась иначе, если бы только мы дали им разрешение использовать эти ракеты большей дальности"», – говорит Макговерн.
Однако в сообщениях The New York Times и The Washington Post уже сейчас отмечается, что это решение, скорее всего, не окажет существенного влияния на окончательный исход конфликта на Украине. В связи с этим возникает вопрос: зачем было его принимать?
Новым элементом в ситуации стало участие Северной Кореи, объясняет Макговерн. Складывалось впечатление, что Северная Корея вступает в игру, якобы помогая России уничтожить оставшиеся в регионе украинские войска. В результате сложилась ситуация casus belli – появилась оправдательная причина для одобрения использования ракет большей дальности. Но логики в этом мало, считает эксперт.
«Русским не нужны северокорейцы – они уже окружили оставшиеся украинские войска в так называемом котле [в Курской области]. Северные корейцы, если они и будут участвовать, вряд ли окажут существенное влияние, тем более что в последнее время у них не было большого боевого опыта», – говорит Макговерн.
Таким образом, идея о причастности Северной Кореи, похоже, была введена в качестве нового элемента для оправдания разрешения Украине использовать ATACMS, но она не поддается логическому объяснению, подчеркнул он.
К чему приведет эскалация конфликта?
Несколько дней назад Владимир Путин утвердил основы госполитики России в области ядерного сдерживания. В доктрине содержится важный пункт, предполагающий возможность ответа на «агрессию со стороны любого неядерного государства с участием или при поддержке ядерного». Некоторые эксперты предполагают, что указ специально был опубликован на фоне сообщений о том, что теперь Украина может наносить удары вглубь России при помощи американского оружия.
По словам Макговерна, Путин прекрасно понимает, что выигрывает в конфликте на Украине, а также осознает истинные причины решения США разрешить Украине использовать ATACMS для ударов по территории России. Речь идет о пропаганде, призванной выставить текущую администрацию США в лучшем свете, а ухудшение условий для Украины связать с приходом «плохого парня» в лице Дональда Трампа.
Путин будет действовать сдержанно, считает эксперт. Ответные меры России были бы более жесткими, если бы Украина могла наносить удары по значительным военным объектам страны, но сейчас их удары больше похожи на «булавочные уколы», говорит Макговерн. Все могло бы быть иначе, если бы у Украины было больше ракет ATACMS. Ситуация также изменилась бы, если бы возникла реальная неопределенность в том, кто побеждает на Западном фронте, особенно в Донбассе, «где сражается то, что осталось от украинской армии», объясняет он.
«Я считаю, что Путин не позволит спровоцировать себя на необдуманный шаг, например, нанести удар по авиабазе в Румынии или Польше, которые являются членами НАТО. Это привело бы к ненужной эскалации, и ему нет смысла делать это, когда он уже занимает сильную позицию, одерживает победу на земле и не подвергается прямой угрозе со стороны всех этих событий», – поделился мнением Макговерн.
Место для диалога есть, и это очень важно, подчеркнул он. Серьезного разговора между США и Россией не было уже более двух с половиной лет. Но в какой-то момент сделка может стать возможной, считает эксперт.
По его словам, Россия не собирается захватывать всю Украину или вторгаться в Прибалтику; ее в первую очередь волнует безопасность. Потенциальное решение могло бы включать в себя официальный отказ Украины от намерения вступить в НАТО, вывод войск с территорий, на которые претендует Россия, и согласие на прекращение огня. Эти условия могут привести к переговорам о более широком урегулировании конфликта.
Антон Прокудин о снижении цен на нефть и ослаблении рубля
Как политика Дональда Трампа повлияет на российский рынок, что будет с ценами на нефть и курсом рубля, обсудили с главным макроэкономистом УК «Ингосстрах – инвестиции» Антоном Прокудиным.
Делимся мнением эксперта от первого лица.
Наиболее важные тезисы, которые произносил Трамп и в рамках предвыборной кампании, и до нее, заключаются в том, что он хочет несколько увеличить расходы и сократить доходную часть американского бюджета за счет снижения налогов. Он также обещал ввести пошлины в отношении ряда импортных товаров, прежде всего китайских.