Как политика Дональда Трампа повлияет на российский рынок, что будет с ценами на нефть и курсом рубля, обсудили с главным макроэкономистом УК «Ингосстрах – инвестиции» Антоном Прокудиным.
Делимся мнением эксперта от первого лица.
Наиболее важные тезисы, которые произносил Трамп и в рамках предвыборной кампании, и до нее, заключаются в том, что он хочет несколько увеличить расходы и сократить доходную часть американского бюджета за счет снижения налогов. Он также обещал ввести пошлины в отношении ряда импортных товаров, прежде всего китайских. Все это является проинфляционными факторами для Америки и, соответственно, предполагает более жесткую денежно-кредитную политику со стороны ФРС. Поэтому доходности американских государственных облигаций, прежде всего десятилетних, которые реагируют больше на ожидания, нежели на факты, подросли. Если на минимуме доходность составляла где-то 3,65%, то сейчас она находится в районе 4,40-4,50%.
Это привело к росту курса доллара относительно других валют, поскольку американские гособлигации стали более привлекательными, нежели они были до этого. Именно поэтому доллар США подорожал, в частности, к евро, китайскому юаню и к ряду других валют основных торговых партнеров страны. По этой же причине доллар стал подрастать и на нашем внутреннем рынке. Курс евро практически не менялся к рублю или даже немного снижался в какой-то момент, а доллар США отыгрывал разницу во внешних и внутренних курсах. Поэтому курс доллара, несмотря на стабильные цены на нефть в районе $72 за баррель, подрос. В этом и заключается молниеносный эффект от прихода Трампа.
Что касается более дальних перспектив в отношении снижения цен на сырье, мы не знаем точно, как Трамп будет действовать и что именно он предпримет для того, чтобы снизить цены на сырье. Мы также не знаем, будет ли он вообще что-то предпринимать. Как известно, многие американские политики, вступив в должность президента, отклонялись от своих предвыборных обещаний. Какие-то из общений они исполняли, а какие-то – нет.
У Трампа, наверное, есть возможность договориться с Саудовской Аравией. Саудиты в данный момент добывают примерно 9 млн баррелей в сутки, но у них есть возможности добывать примерно 13,5 млн баррелей в сутки, поэтому они могут нарастить добычу – это, скорее, вопрос желания. В данный момент Саудовская Аравия связана своими обязательствами в рамках сделки ОПЕК+, и именно это сдерживает страну от наращивания добычи нефти.
Что произойдет, если Трамп договорится с Саудовской Аравией? Конечно, это приведет к существенному снижению цен на нефть. Рынок нефти не эластичен по цене: дисбаланс примерно в 2 млн баррелей в сутки, то есть избыток предложения или его недостаток, в состоянии существенно сдвигать цену на сырье вплоть до верхней или нижней границы коридора. В нашем понимании граница коридора – это примерно $40 и $120 за баррель. Сейчас цена на нефть находится примерно посередине между этими границами, и изменение в добыче всего на 2 млн баррелей в сутки способно существенно сдвинуть цену вверх или вниз.
Какие важные нюансы еще стоит обсудить? Дело в том, что пошлины, которые собирается ввести Трамп, негативны для международной торговли и для динамики ВВП Китая. Поэтому в случае, если он введет существенные пошлины в отношении китайских товаров и небольшие, но все-таки заметные пошлины в отношении ряда других иностранных товаров, международная торговля несколько замедлится, что приведет к снижению совокупного спроса на товары, которые поставляются в Соединенные Штаты. Падение совокупного спроса будет сказываться на снижении спроса на сырьевые товары. Естественно, нефть станет одним из основных бенефициаров снижения спроса.
Таким образом, у Трампа есть как прямой путь в виде договоренности, например, с саудитами для снижения цен на нефть, так и косвенный. Его остальные действия сами по себе будут приводить к некоторому снижению цен на сырьевые товары.
Для России это, естественно, не означает ничего хорошего, потому что снижение цен на сырьевые товары ведет к снижению экспорта в стоимостном выражении, что будет приводить к дальнейшему ослаблению валютного курса в большей степени, чем, например, мы ожидаем сейчас. По нашим расчетам среднего варианта развития событий, даже при стабильных ценах на нефть и на другие сырьевые товары средний курс по 2025 году уже вырисовывается в районе 110 рублей за доллар. Это на 10% слабее, чем сейчас. И из-за этого ускорится инфляция, и на конец 2025 года она может составить порядка 8% – это при стабильных ценах на сырье. Если цены на сырье окажутся нестабильным, уровень инфляции будет еще выше.
Анатолий Гавриленко о форсайт-сессии «Будущее финансовых рынков»
Как родилась и была реализована идея провести форсайт-сессию «Будущее финансовых рынков», обсудили с финансистом Анатолием Гавриленко.
Делимся мнением эксперта от первого лица.
29 февраля наш президент выступил с посланием, в котором рассказал о потенциальном будущем национальных проектов. В том числе был разговор о финансовом рынке. Владимир Путин поделился мыслями о том, каким он видит российский финансовый рынок в 2030-е годы.
Спустя некоторое время мне позвонил Анатолий Аксаков. Напомню, что он депутат от Чувашии, поэтому проводит там очень много времени. Он рассказал, что встречался со студентами, и те ему сказали: «Мы слышали выступление президента. В 2030-х годах мы как раз и будем работать, поэтому нам тоже это интересно. Давайте мы скажем, что думаем на эту тему».