Личные финансы / Financial One

Дети и деньги. Топ-5 шагов

Дети и деньги. Топ-5 шагов Фото: facebook.com
6399
Учиться чему-либо лучше всего с детства, в том числе и грамотному управлению своими финансами. По-моему глубокому убеждению, делать это должны те, с кем ребенок проводит большую часть времени, то есть родители. С чего и как начать?

Этап 1. Вовлекаем в мир финансов

Я – за то, чтобы вовлечение в мир финансов шло так же, как и обучение родному языку: естественным путем по образу и подобию действий родителей. Нужно просто озвучивать ребенку все свои финансовые действия, так как сейчас все делается с компьютера или телефона, ребенок не видит визуальной разницы между папой, который открыл с телефона ИИС и купил облигации и папой, который играет в мобильные игры. 

Поэтому, если родитель видит, что ребенок рядом, не надо устраивать лекцию, а просто озвучить, мол, здорово, получил зарплату, сейчас планирую наш семейный бюджет и понимаю, что могу отложить на вклад нам на отпуск столько-то, а еще тебе, ребенок, на школу через 3 года отложу на специальный счет с господдержкой. 

Ребенок будет непринужденно вовлекаться в финансовую жизнь родителей как наблюдатель. Это можно делать, когда ребенок уже более или менее осознанно умеет говорить и воспринимать информацию, лет с 4-5-6.

Этап 2. Учим ставить цели

Следующий этап – это научить ребенка управлять своими финансами, прежде всего, ставить цели. Начинайте вовлекать его в обсуждения бюджета на месяц, на год и на годы вперед. Какие расходы ожидает ребенок? На что? Зачем? 

И постепенно подводите его к тому, что планирование семейного бюджета – это компромисс между потреблением сейчас и достижением целей на будущее. И если все потратить, то потом не на что будет финансировать цели.

Этап 3. Учим зарабатывать

Когда цели поставлены – самое время обсуждать с ребенком источники их финансирования. Это имеет смысл делать, когда у ребенка появляются деньги на карманные расходы. 

Идеально, если вы будете давать ребенку деньги не просто так, а за что-то (убрался в комнате, получил хорошие оценки, помог по дому и т.д.), чтобы у ребенка сформировалось понимание, что деньги зарабатываются, а не даются просто так. 

На этом же этапе можно на своем примере показать, что деньги можно зарабатывать быстрее, если пользоваться финансовыми инструментами: для начала рассказать про вклад, можно на ребенка завести его личный вклад под его цели. А потом – и про инвестиции, можно завести брокерский счет на кого-то из родителей и вместе с ребенком регулярно следить за портфелем. Но инвестиции, полагаю, это уже средняя школа, не раньше.

Этап 4. Учим тратить

Я бы его вводила параллельно с этапом 3. Научите основам бюджетирования и покажите, как это удобно делать через онлайн приложение банка, которое категоризирует расходы и позволяет планировать цели. Для этого полезно завести ребенку детскую карту, чтобы ребенок видел, как все происходит. На этом же этапе можно объяснить бонусы и кэшбек, а также % на остаток по карте.

Этап 5. Учим управлять рисками и контролировать план

Когда вы будете видеть, что ребенок уже освоился с постановкой целей, понимает источники заработка и трат, важно донести до него необходимость выявления и контроля рисков: проблемы со здоровьем и невозможность работать, внезапные расходы на ремонт имущества и т.д. 

Если не проговорить возможность критического жизненного сценария, ребенок вырастет в человека с нулевым риск-менеджментом. Помимо этого, ребенку нужно дать чек-лист контроля финансов по итогам года, чтобы он легко мог оценить свою ситуацию: скажем, минимальный размер заначки, максимальный размер выплат по кредитам, наличие защиты от основных рисков, а также плановый % достижения каждой цели.

Конечно, вы и сами должны быть примером по всем этапам, чтобы у ребенка не было когнитивного диссонанса, что родители учат, как правильно, а сами не вылезают из долгов.

Ежи, хедж-фонды, или история одной картинки для публикации

Уже достаточно давно работаю журналистом и пишу на разные темы из мира денег, банков, бирж и всего такого прочего. Моя дочь всегда с большим интересом относилась к моей работе, пыталась понять, чем же я занимаюсь. 

В разное время ей довелось побывать в РИА Новости, в РБК daily и в других редакциях, где я работал. 

В качестве любимого занятия, когда она оказывалась в редакциях, она всегда выбирала рисование. Садилась на свободное место и рисовала. В младших классах и до школы дочь много рисовала.  

С определенного момента я стал работать редактором на сайтах, где подбор картинок является одной из задач. 

Продолжение






Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи