Экспертиза / Financial One

На какие компании обратить внимание, если нет отчетов

На какие компании обратить внимание, если нет отчетов
5467
Лето и осень 2022 года подарили частному инвестору отчетность в стиле «Голь на выдумку хитра». Только в роли голи, которую привычно исполнял сам частный инвестор, теперь выступают топ-менеджеры крупнейших корпораций.

Их хитрость оказалась под стать уму. Мы слышим о прибыльных треках банков «Сбер», но не понимаем где проходит их маршрут.

Мы радуемся рекордной выручке нефтяных компаний, как «Роснефть», но не понимаем почему такая маленькая EBITDA. В данном случае размер имеет легко просчитываемое дивидендное значение. Возникает вопрос, куда делась часть доходов. Возможно, списаны активы, сделаны резервы под их утрату или азиатские партнеры выбили гигантские скидки. Из пресс-релиза это неясно.

Зато ясно-понятно, что таким образом можно проводить практически любые бухгалтерские операции деления и вычитания, показывать любые цифры. У нас особенная стать, в Россию можно просто верить.

При этом компании второго-третьего эшелона, как пчелки, продолжают кружить над медом своего бизнеса и показывать то, что крупняк стесняется. Это проблемы со сбытом и высокими кредитными ставками, а также вопреки крупным эмитентам показывает вполне крепкие балансы. Они даже продолжают платить своим акционерам дивиденды. Пусть небольшие, 5-8%, но в условиях военного времени птички-невелички и грибы-лисички внушают надежду, что первый эшелон справится с проблемами не только сокрытия отчетности, но перечисления сгенерированного денежного потока акционерам. Лишь бы власть не придумала и для них новый налог.

Перейдя на отраслевой уровень, мы видим довольно четкое разделение российских компаний на два лагеря: циклические компании на вершине пика и стабильные внутренние сектора. С поправкой на восемь раундов санкций, которые отразились на всех, даже не упомянутых в санкционных списках. Плюс появились бенефициары импортозамещения из числа IT-структур, как «Яндекс», VK, «Позитив», которые заберут оставленный ушедшими западными игроками рынок электронной рекламы, торговли и безопасности.

Циклические компании

Высокие цены на базовые товары и дешевый рубль в первом квартале 2022 года позволили сырьевым компаниям показать рекордные выручки. Бенефициары – нефтегазовые компании: «Газпром», «Новатек», «Роснефть», «Лукойл», «Газпромнефть». Из химической отрасли можно выделить «Фосагро», «Акрон», НКНХ, среди угольщиков «Распадскую» и «Мечел», а еще «ГлобалТранс», если обратить внимание на транспорт.

Именно такой сценарий рассматривался автором в качестве основного с 2020 года. И все бы, в соответствии с заветами Егора Летова, пошло бы по плану, но вмешался фактор геополитики, сделавший невероятную вещь. Компании показали доходы на уровне и выше, чем предполагалось, а котировки ценных бумаг полетели, как в песне «Чижа»: «Вижу в небе белую черту – мой «Фантом» теряет высоту».

Со второго квартала 2022 года экономическая активность в мире стала замедляться, а сырьевые цены перешли к стагнации и возращению к нормальности. Пока это не коснулось газовиков, но при нормализации отношений с Европой (или падении ее экономики), неизбежно снизятся и цены на природный газ.

С другой стороны инфляция издержек, рост ставок мировых центробанков и санкционное давление на российскую экономику приносят горькие плоды – денежный поток перестает расширяться и начинает подсыхать, а акционеры так и не увидели дивидендного дождя, справедливо ожидавшегося ими в последние годы.

Но здесь есть нюанс: невозможность выплат дивидендов акционерам-нерезидентам, логистические пробки при перечислении денег через недружеские депозитарии, вылились в ускоренное погашение долговых обязательств. Снижение и обнуление долгов у компаний позволяет надеяться пусть на небольшой, но стабильный денежный поток от сырьевиков «не на вершине цикла». То есть хорошие сырьевые бизнесы становятся курочками, способными принести яичко не только к Христову, но и к Юрьеву дню. В отличие от предыдущих циклов, в фазу снижения они войдут с крепкими балансами и вероятно не уйдут в убыток.

Самый яркий пример – «Распадская», компания погасившая большой долг и способная зарабатывать 5-10 рублей в квартал на акцию даже в низкой фазе цикла. В переводе на текущую цену – это 10-18% годовой дивидендной доходности. Иметь такие цифры на дне – это очень хорошо. Плюс накопленные 80-100 рублей на акцию будут греть инвестора долгими зимними ночами, когда появится возможность выплатить дивиденды.

Пробежимся по другим бумагам. Промежуточные дивиденды «Газпрома» за 1 полугодие 2022 года автор консервативно рассматривал бы как дивиденд за два года (отмененные за 2021 и внезапные за 2022). В этом случае формальные 20% оборачиваются средними по сектору 10%. Неплохо, но с учетом рисков переориентации на Восток, а также снижения цен в будущем – немного. А с учетом изъятия 3 трлн рублей в 2022-2025 годах компания теряет потенциал увеличения стоимости в разы (еще год назад это было реально).

Из нефтянников выделим «Газпром нефть» и «Роснефть». Первая – эффективная и продвинутая госкомпания, стабильно и без фокусов выплачивающая 50% по МСФО, что транслируется в двузначную дивдоходность. К тому же материнской компании нужны деньги для выплаты повышенного на ближайшие годы НДПИ.

Вторая организация имеет шансы удвоить бизнес за счет реализации проекта «Восток ойл». Растущая компания с около двузначной дивдоходностью в период реализации инвестпроекта большая редкость.

Упавший на чьем-то маржин-колле «Сургутнефтегаз» опять, как в далеком 2008 году, оценивается значительно дешевле одной своей полумифической кубышки, из которой последние десять лет платил вполне реальные дивиденды. А нефтяной бизнес оценивается в отрицательную цифру?

«Спекулянты, вы серьезно? Опять квартиру оцениваете, как полузатопленный подвал? Даже если дивиденд «Сургута» за 2022 год обнулится, то за 2023 год дивдоходность может оцениваться в 14-20%. Мало? Мне хватит, а вам?»

Производители удобрений

«Фосагро» и «Акрон» проходят классический пик цикла. Тут без оговорок, именно поэтому такие большие квартальные дивиденды (5%), которые на горизонте пары лет с большой вероятностью уменьшатся. Сейчас покупать стратегически, на годы вперед, в дивидендный портфель, с учетом новых налогов, поздновато.

«Глобалтранс» чем-то напоминает «Распадскую». В первом полугодии идея по кратному увеличению финансовых метрик реализовалась, компания вышла на рекордные показатели за всю историю. С лета 2022 года цены на перевозки падают, долг сокращен, но не погашен. То есть возможности маневра поменьше, но запасы денежных средств на расписку сопоставимы с «Распадской». Ждем нормализации политической ситуации и выплаты накопленного.

Вторая группа в пестрых купальниках

Стабильные бенефициары высокой инфляции – компании внутреннего сектора (ритейл, электроэнергетика, а также примкнувшие к ним информационные технологии и банки).

Эти секторы могут впитать инфляцию и частично или полностью переложить ее на потребителя. Временные трудности в банках не должны смущать частного инвестора, даже списания долгов мобилизованных будут стоить предварительно 1-2% от годовой прибыли. В расчетах можно не учитывать.

Выбор между «Магнитом» и Х5 не такой простой. Х5 растет быстрее, но статус расписки и абсолютное нежелание ключевых акционеров решать проблему перерегистрации, платить дивиденды, нивелируют это преимущество. Вероятность, что «Магнит» будет делиться, значительно выше, расчетная дивдоходность – двузначная.

«Лента» потенциально может и ускориться, и платить акционерам. И удвоение бизнеса, и выплаты в соответствии с дивполитикой отнюдь не за горизонтом событий. Но надо ждать, эта идея для терпеливых.

«О`Кей» нашел точку роста в дискаунтерах, и там увеличение бизнеса достигло прямо-таки неприличных размеров. И даже дивиденды компания, единственная из сектора, заплатила. Но как! Только западным акционерам, оставив отечественных с носом.

Электроэнергетика

Здесь все стабильно. Российские генерирующие компании без иностранных акционеров платят дивиденды в 12-16% годовых. Ряд региональных сетевых компаний: «Ленэнерго», МРСК ЦП, «МРСК Центра», МОЭСК также поддержали их почин. В связи с пересмотром системы формирования доходной части бюджета сетевиков к ним могут присоединиться и другие МРСК.

В сентябре продан «Энель». Вероятно, продолжатся кулуарные торги за «Юнипро» и ТГК-1. С приходом новых владельцев возможно возвращение к прежней дивидендной политике, которая обещала дивдоходность 10-12% старыми, то есть в 2-3 раза больше новыми.

Тут основные трудности в головах. Весной обещались суперсписания и суперпроблемы у всего сектора. Однако уже к лету все оказалось не так страшно, банки вышли на прибыльный трек.

Судя по косвенным данным, Сбербанк вполне может выплатить двузначные дивиденды в 2023 году. И есть ощущение, что бюджет на них рассчитывает. Возможно, оптимистично, но младшие братья Сбербанка показывают не только хорошую прибыль, но и выплачивают более чем приличные дивиденды, например Банк «Санкт-Петербург», за счет чего отрастали на уровень февральских значений. Сбербанк имеет перспективы удвоения и даже утроения цены его акций, но для этого надо возвращаться к раскрытию отчетности или к объявлению дивидендов.

Есть ощущение, основанное исключительно на косвенных данных (отчетностей нет), что у двух компаний – «Северстали» и ММК – самое страшное уже случилось. Санкции, потерянные активы, падение объемов сбыта, курс рубля – все играет против. Возможно, с корректировкой налоговой нагрузки на металлургическую отрасль, эти две компании окончательно развернут ценовой тренд вверх.

Если же смотреть на цифры по «Металлинвесту», то падение EBITDA за 1 полугодие 2022 года составило всего 26%. Перепроданность публичных металлургов кажется запредельной. И вскоре там может начаться игра «А ну-ка, догони!».

Почему не предвидится экономическая мобилизация

Проблему отсутствия экономической стратегии обозначил экономист, доктор экономических наук, бывший профессор кафедры международных финансов МГИМО Валентин Катасонов, запись выступления которого на заседании Русского экономического общества опубликована на YouTube-канале «Телеканал Сталинград».

Негативные тенденции

«Конечно, последние девять месяцев были очень трудными: выявилось много негативных моментов и негативных тенденций, которые прикрывались средствами массовой информации, прикрывались статистикой, прикрывались громкими заявлениями наших чиновников. Ну и мы тоже находились в таком расслабленном состоянии и в общем-то перестали достаточно критично оценивать то, что происходит в экономике на всех ее уровнях», – заявляет Катасонов.

Продолжение







Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи