Обучение финансовой грамотности, становление и внедрение этой темы в системе образования осветил в выступлении директор Федерального методический центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» НИУ ВШЭ, доктор экономических наук, профессор Николай Иосифович Берзон.
Одной из важнейших задач проекта было создание образовательных материалов для различных категорий населения, подчеркивает Николай Берзон. В частности, выделены четыре основные аудитории: заводское население, студенты, школьники и пенсионеры.
«Каждая из этих групп имеет свои особенности, и для них нужно разрабатывать индивидуальные подходы, чтобы обучение было максимально эффективным», – пояснил эксперт.
Консультации с Министерством финансов, по словам Берзона, стали основой для формирования программы обучения.
«Мы старались создать такую модель, которая была бы не только актуальной для детей, но и полезной для взрослых», – отметил эксперт.
Роль региональных центров в обучении
Одним из ключевых шагов проекта стало создание региональных и межрегиональных центров. На данный момент функционирует 24 таких центра, охватывающих 42 субъекта Российской Федерации.
«Эти центры играют решающую роль в распространении знаний по всей стране, ведь они становятся связующим звеном между учебными заведениями и местными жителями», – утверждает Николай Берзон.
В этих центрах проводятся тренинги для учителей, что позволяет им обучать и мотивировать студентов на местах. Кроме того, данный подход доказал свою эффективность, поскольку обучение педагогов создает возможность для дальнейшего распространения знаний среди молодежи.
«Мы увидели, что именно работа с учителями дает максимальный результат», – подчеркнул эксперт.
Адаптация материалов под возрастные особенности
Важным аспектом работы стало создание программы обучения, ориентированной на различные уровни образования. Программы для начальной, средней и старшей школы были адаптированы под возрастные особенности детей. Это позволило охватить более 1,5 млн школьников по всей стране.
«Мы понимаем, что каждый возраст требует своего подхода, и именно это позволило нам создать такую программу, которая охватывает огромное количество школьников», – сказал Николай Берзон.
Влияние новых финансовых технологий на образование
Проект финансовой грамотности столкнулся с рядом трудностей, одной из которых стало обновление учебных материалов. Николай Берзон отметил, что старые пособия, написанные в 2013-2015 годах, уже не соответствовали современным реалиям, что потребовало разработки новых учебных материалов.
«Новые финансовые технологии требуют обновления знаний, и мы должны постоянно адаптировать программы к этим изменениям», – отметил эксперт.
Кроме того, проект столкнулся с вызовами, связанными с развитием финансовых технологий и инструментов.
«Финансовая грамотность должна стать не разовой темой, а постоянным процессом», – подчеркнул Николай Берзон.
В 2025-2026 годах предстоит продолжить работу по обновлению образовательных материалов и совершенствованию методик преподавания, чтобы создать систему, которая будет эффективно обучать граждан финансовой грамотности на всех уровнях.
Андрей Верников про «Татнефть» и X5 Group
Про резкое падение цен на нефть, высокий уровень ключевой ставки и обострение внешнеэкономической обстановки рассказал финансовый аналитик Андрей Верников на канале «Финам live».
Текущее давление на российский фондовый рынок связано с целым рядом факторов, где особенно выделяется недавнее падение нефтяных цен, считает Андрей Верников. На фоне высокой ключевой ставки и ожиданий пониженной корпоративной отчетности внешний фон стал определяющим. По словам Верникова, аналитики будут вынуждены пересматривать справедливую стоимость многих бумаг, снижая их оценки.