Успех как народных облигаций, так и обыкновенных инструментов с фиксированной доходностью среди физлиц вселил надежду в Московскую биржу привлечь физлиц в другой позабытый ими сегмент. На конференции НАУФОР «Российский фондовый рынок 2017» управляющий директор по фондовому рынку на Московской бирже Анна Кузнецова призвала брокеров активнее предлагать этой категории инвесторов возможность участвовать в первичных размещениях.
«Бумаги должны продаваться для всех категорий инвесторов», – заявила Кузнецова во время круглого стола с профучастниками. После в кулуарах она пояснила журналисту FO: «Я считаю, что [в IPO] должны быть все категории инвесторов, чтобы потом в инструменте была сбалансированная ликвидность». При этом, по ее словам, брокеры живут с установкой «после IPO все падает, я продавать [эту идею клиентам] не буду». Однако это ошибочная позиция. «Если у вас в конечном счете в основном объеме торгов 40% дают нерезиденты, 40% – «физики», то обходить стороной эту категорию нельзя, что и показали последние годы», – заявила Кузнецова.
Никаких препятствий для участия физлица в IPO нет, для этого достаточно сообщить о своем желании брокеру. Однако желающих что-то покупать во время первичного размещения можно пересчитать по пальцам. У физлиц уже много лет IPO ассоциируются исключительно с очередной государственной аферой.
Желание участвовать в первичных размещениях окончательно отбило размещение акций ВТБ. В ходе народного IPO в мае 2007 года акции банка были проданы по 13,6 копейки за штуку. В конце лета того года они упали ниже этой отметки, а к марту 2009 года подешевели до 2 копеек.
Впрочем, с тех пор их котировки выросли в три раза, однако рыночного роста бумага так и не увидела. «После IPO ВТБ российские физлица активно не участвуют в IPO. Должно быть штук пять таких размещений, как ММВБ, чтобы народ поверил. Даже в успешном IPO Московской биржи от нас участвовало всего 300 человек», – отметил глава «Открытие Брокер» Юрий Минцев.
На IPO за границу
«Если розничный клиент подаст заявку, то мы, безусловно, будем транслировать эту заявку на розницу. Но объективно розничные инвесторы в IPO не очень активны, так как 99% бумаг в России после размещения падало, в том числе в силу того, что размещались по достаточно высокой цене», – добавил глава холдинга «ФИНАМ» Владислав Кочетков.Впрочем, Кузнецова утверждает, что были и исключения из этого правила. Например, в SPO Сбербанка приняли участие 3% физлиц – и не прогадали. «Это самый большой успех, во всех остальных сделках физики покупали меньше», – заявила Кузнецова.
Она уверена, что нельзя всех эмитентов причесывать под одну гребенку. Например, акции Московской биржи после размещения выросли и до сих пор показывают хороший результат. Желающих же принимать участие в первичных размещениях нет потому, что брокеры не хотят предлагать клиентам эту дополнительную возможность. «Банки стали продавать ОФЗ населению, население купило на 15 млрд ОФЗ – на 80% это новые клиенты. В ПИФ в 2016 году пришло 15 млрд рублей, и 20 млрд рублей пришло на ИИС. Так что, если с этой аудиторией работать… У инвестора должен быть сбалансированный портфель, где-то рискованный, где-то нерискованный. Я считаю, что диверсифицированная клиентская база обеспечивает успех будущего бумаги… видно, что если физлицам что-то продавать, то они покупают», – уверена эксперт.
Некоторые физлица и рады бы поучаствовать в IPO, но только не российских компаний. «Иная ситуация с иностранными IPO. Большинство иностранных акций после IPO растет, и мы видим устойчивый спрос российских физиков на то, что происходит в Америке. Но в силу санкций или еще каких-то причин российским брокерам обычно аллокацию не дают», – говорит Юрий Минцев.
Что же касается размещения российских компаний, то пока как физлица, так и профучастники предпочитают наблюдать за этим процессом со стороны. «Я не готов продавать рознице акции на IPO. Облигации в том числе и региональных компаний готов, акции, исходя из исторических данных, не готов. Пусть их берут институционалы, потом акции падают, а после подешевевшие акции собирает розница…Двигать активно розницу на IPO – не очень этично по отношению к клиентам. Если ситуация в целом в сегменте IPO с оценкой эмитентов изменится, мы можем пересмотреть свою позицию», – подытожил Кочетков.