«Выше уровень финансовой грамотности у тех, кто получает или получил экономическое образование. Однако в целом по стране ее основы преподают не во всех школах и университетах», – комментирует старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ Ольга Кузина.
По данным мониторинга, население стало адекватнее оценивать свои знания в финансовой сфере. Почти половина (46%) посчитали их неудовлетворительными. Доля тех, кто выставил себе школьную «единицу» (знаний нет вообще), выросла с 16% до 20%.
Тестирование, проведенное в рамках мониторинга в конце 2016 года, показало, что 50–76% опрошенных понимают, какую прибыль они получат от вклада в банк на определенный срок под определенный процент, как скорректирует доходы инфляция, как не прогадать со скидкой на распродажах. Это соответствует показателям других европейских государств. Со сложными банковскими процентами разбираются 45% россиян. В Венгрии этот показатель составляет 46% и 47% в Германии, меньше – в Великобритании, Чехии, Польше (37%, 32%, 27%).
«Важна не только арифметика, но и владение информацией о рынке, установки в обращении с личными финансами», – утверждает Кузина и указывает на то, что более половины жителей России не ведут письменного учета доходов и расходов семейного бюджета, почти каждому десятому точно не известно, сколько денег поступило и будет потрачено в течение месяца.
Авторы исследования отмечают, что почти каждый десятый, подписывающий финансовые договоры, полагается на авось, то есть подписывает, не читая (9%). Четвертая часть (26%) читает, но ставит подпись вне зависимости от понимания.
«Так сложилось исторически, что у ряда поколений людей в России не было опыта самостоятельного управления личными финансами и выбора финансовых продуктов, поэтому задача просвещения населения в вопросах финансовой грамотности действительно очень важна. Сегодня особенно актуален вопрос повышения грамотности учащихся школ, профессиональных и высших учебных заведений, но чтобы такое обучение было возможным, надо отдельно подготовить грамотных учителей», – говорит руководитель Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования, профессор НИУ ВШЭ Николай Берзон.
.