Market Vectors / Financial One

«Газпром»: реквием по мечте

3699

Текст: Людмила КАВЕРЗНЕВА

На рынке до сих пор ходит байка: когда нынешний глава «Газпрома» Алексей Миллер пришел в компанию с должности замминистра Минэнеро, его первым вопросом был: «А мне телефон оплачивать будут?». Если сейчас этот вопрос может вызвать лишь усмешку, то в ближайшем будущем ответ может оказаться не столь категоричным. Компанию ждут колоссальные перемены.

«Газпром» отметил в этом году двадцатилетие с момента создания, которым принято считать его преобразование в акционерное общество. И этот юбилей может оказаться для компании совсем не праздничным, поскольку у нее снижаются практически все показатели: добыча, экспорт, выручка, прибыль, дивиденды и EBITDA. Рейтинговое агентство Fitch Ratings также прогнозирует в этом году сокращение продаж газа компанией из-за снижения спроса в Европе. Котировки «Газпрома» оказались у многолетних минимумов и капитализация компании весной снизилась ниже $100 млрд.

Это могло спокойно восприниматься в 2008 году, но сейчас выглядит пугающе. Цены на нефть далеко за $100 за баррель, а индекс S&P 500 далеко за 1500 пунктов. Также газовая монополия объявила о сокращении на 15 % прибыли по МСФО в 2012-м. Она должна составить $38 млрд, что, правда, всего в 2,5 раза меньше стоимости самой компании. Был назван и размер дивидендов — 5,99 рублей на акцию. Это не добавляет оптимизма в инвесторов, учитывая традиционную для компании коррекцию в мае. «Газпрому» грозит движение к уровням 2008 года, если только в ближайшее время не появятся позитивных новостей.

График котировок Газпрома.jpg

Похищение Европы

«Европейцы» весь прошлый год пересматривали долгосрочные контракты с «Газпромом», что стоило последнему свыше $4,5 млрд. Крупнейшую скидку в 20 % пришлось сделать болгарскому холдингу EAD. До этого «Газпром» весь год пересматривал контракты, но обходился скидками в 10–15 %. Среди пересмотренных соглашения с польской PGNiG, E. On Ruhrgas (Германия), ENI (Италия), GasTerra (Голландия), Econgas, Centrex и GWH Gashandel (все три — Австрия), и список, судя по заявлениям европейских компаний, может пополниться в этом году. Также компании, в том числе, ENI и PGNiG пытаются избавиться от условия take-or-pay (бери-или-плати). Следующим шагом будет отказ от привязки цен на газ к стоимости нефти. И вполне вероятно, что «Газпрому» придется на это идти, если на него надавит возможный неблагополучный исход антимонопольного расследования Еврокомиссии, которое может даже затмить дело Microsoft со штрафом в $1,4 млрд.

Цены на газ в Европе, СНГ и Росиии.jpg

Складывается ситуация, в которой «Газпром» не сможет жестко отстаивать свою позицию, так как европейцы ищут обходные пути и стараются уйти от российского газа. Это пытается сделать даже Украина. Продажи «Газпрома» падают, он теряет свою 25 %-ную долю европейского рынка. «Газпромовский газ становится неконкурентоспособным, все ищут пути, как от него избавиться. О былых объемах экспорта в Европу никто не вспоминает, и сейчас они на треть меньше пиковых значений 2008 года. Скорее всего, они уже не восстановятся никогда», — утверждает экс-замминистра энергетики Владимир Милов. По его словам, поведение «Газпрома» в Европе было идиотизмом — компания пыталась доказать Еврокомиссии, что долгосрочные ценовые формулы лучше, чем конкурентное ценообразование. «Это принципы Госплана — один поставщик и один покупатель. Они упустили, что рынок развивается и стал конкурентным, и компания не готова к новой модели, — считает г-н Милов. — «Газпром» до последнего упирается и готов продавать меньше, но хочет сохранить высокие цены». Но несмотря на негатив в апреле цены на спотовом рынке в Европе стали выше, чем в долгосрочных контрактах «Газпрома».

Выручка Газпрома от потребителей в России, СНГ и Европейском союзе.jpg

Сланцевый газ против советской буфетчицы

Газовая монополия испытывает давление со стороны нетрадиционных видов газа. О его рисках руководству компании не раз напоминал президент Владимир Путин. Но «Газпром» и его глава Алексей Миллер не верят в будущее сланцевого газа и считают его «пузырем». Тот же норвежская Statoil увидела перемены рынка и отказался от совместной разработки дорогого газа Штокмановского месторождения. Оно должно было стать новым источником поставки сырья в США и Европу.

Но «Газпром» и Минэнерго успокаивают правительство тем, что добыча сланцевого газа бессмысленна, хотя доля рынка газовой монополии в Европе уже уменьшается. «У них нет никакой альтернативной стратегии. К сланцевому газу относятся свысока, а по факту это на них уже давит. Они привыкли работать в системе координат, когда кроме них никого нет. Как советская буфетчица, которая говорит, что вас много, а я одна. Уже не одна», — иронизирует г-н Милов. Развитие рынка сланцевого газа в США привело к снижению цен в разы, и сейчас они находятся в районе $140 за тысячу кубометров. Из-за роста предложения он торгуется близко к себестоимости. По мнению МЭР, перелом наступит в 2016-м, когда из США и Канады начнут приходить первые газовозы. Первые терминалы для экспорта откроются в США и Канаде в 2015-м. Вместе эти страны смогут экспортировать 140 млрд кубометров газа в год и претендуют на рынки Азии и Европы.

Вслед за США добыча сланцевого газа планируется в Китае. К 2015-му он рассчитывает добыть 6,5 млрд кубометров, а к 2020 году — от 60 до 100 млрд кубов ежегодно. Азиаты готовы субсидировать добычу, так как себестоимость может быть на уровне $285 за тысячу кубов. Также к 2020-му в Китае начнется активная добыча угольного метана в объеме 100 млрд кубометров в год. Но прогнозы Минэнерго куда более оптимистичны и говорят о том, что «Газпрому» ничего не грозит, как минимум, в следующие 20 лет, и ему стоит продолжать строить мегатрубопроводы. Сланцевый газ чиновники называют всего лишь PR-кампанией. Возможно, они не ошибаются, так как прогнозы по рынку сланцевого газа постоянно меняются и его добыча не отличается стабильностью.

Реализация газа.jpg

Тимченко и Сечин готовы задавить газовую монополию

«Газпром» в Европе теснят не только иностранцы, но и конкуренты из России. Существенную лепту может внести усиление роли «Роснефти» Игоря Сечина. К тому же, она в стадии объединения с ТНК-ВР. Стоит заметить, что именно глава «Роснефти» предложил отменить монополию на экспорт сжиженного природного газа. Его компания становится не только крупнейшей нефтяной корпорацией мира, но и важным «независимым» производителем газа. Другим мощным игроком является «Новатэк», который уже заключил контракт с немецкой энергокомпанией Energie Baden- Wurttemberg. Из публикации FTD следует, что компания Геннадия Тимченко и Леонида Михельсона сможет продавать ей 2 млрд кубометров. Также Сечин и Тимченко могут объединить усилия, чтобы монополия на экспорт «Газпрома» была окончательно прервана.

Кроме того, «Новатэк» продолжает увеличивать долю на внутреннем рынке (доля независимых производителей около 25 %). «Новатэк» фактически назначили конкурентом «Газпрома». «Положение компании во многом обусловлено благосклонным отношением Владимира Путина», — отмечает Владимир Милов. По его словам, «Новатэк» напоминает «Итеру» при эксглаве «Газпрома» Рэме Вяхиреве, тогда она цвела после того, как ей отдали Свердловскую область.

«Новатэку» перепала не менее доходная Челябинская область: «Газпром» продал ему за 1,55 млрд рублей «Газпром межрегионгаз Челябинск». По утверждениям аналитиков, цена была существенно занижена, если учесть, что годовая выручка межрегионгаза составляет 12,1 млрд рублей. Именно из-за этой сделки клиентом «Новатэка» стал ММК, хотя на выбор последнего могли повлиять и более выгодные условия. Также на обслуживание к нему в прошлом году перешли «Сибур», «Э. Он Россия», Fortum, «Северсталь» и «Северсталь-Метиз». В этих компаниях среди причин перехода назы- вали более выгодные условия поставки и цены. Так, в договорах «Новатэка» отсутствует условие «бери-или-плати», и не приходится платить штрафы за перебор и недобор газа. Источники в энергетических компаниях говорят, что «Газпром» вяло возвращался к переговорам, не предлагая ничего приемлемого. Близкий к Fortum источник подтверждает наличие принципиальной позиции госмонополии и жестких условий. Владимир Милов говорит, что смена поставщиков происходит в закрытом режиме и может быть договоренностью. «Конечно, «Газпром» сдает контракты, ведь за «Новатэком» стоят люди, близкие к руководителюстраны», — уверен Владимир. «Я не думаю, что перед заключением контракта г-н Михельсон звонит Миллеру и спрашивает разрешения. До этого, как мне кажется, еще не дошло», — надеется гендиректор агентства RusEnergy Юрий Когтев. По его мнению, это происходит из-за более гибкого ценообразования. По мнению Михаила Корчемкина, «Новатэку» теперь не нужно отбирать у «Газпрома» активы, а стоит продолжать отвоевывать рынок и заключать контракты с крупными потребителями, что уже происходит.

Купить подписку на журнал Financial One

Трубные маньяки «Газпрома»

В последние десять лет масштабы бизнеса «Газпрома» не растут, его издержки выросли более чем в шесть раз. В то же время, цена газа в Европе выросла более чем в два раза, а в России — в пять раз. Начало новому этапу увеличения издержек положил приход с подачи Владимира Путина команды Алексея Миллера в середине 2001-го. После его прихода в структуре снабжения компании «осели» братья Аркадий и Борис Ротенберги. На сегодня они являются владельцами 78 % в компании «Северный европейский трубный проект» и поставляли «Газпрому» около 90 % труб большого диаметра. Вдобавок, еще в 2008-м Аркадий Ротенберг выкупил у монополии контрольные пакеты пяти подрядных «дочек». Они вошли в его «Стройгазмонтаж». Кроме того, «Газпром» в начале 2011-го продал им «Газпром бурение», которая выполняет 70 % сервисных работ для монополии. Следующей покупкой может стать подрядчик «Газфлот».

Их компания строит «Северный поток» (цена около $15 млрд), получила без конкурса право на проект олимпийского трубопровода за 22 млрд рублей и первой ветки Сахалин — Хабаровск — Владивосток за 210 млрд рублей. Также Газпром уже договорился о строительстве «Южного потока» за $52 млрд и хочет построить китайский газопровод «Алтай» за $10 млрд. Вдобавок, «Газпром» планирует стройку Чаяндинского газопровода из Якутии во Владивосток стоимостью вместе с обустройством месторождения в 1,2 трлн рублей (около $38 млрд). Эффективность проектов крайне низкая. Например, недавно запущенный проект Бованенково — Ухта за $44 млрд обошелся на 20 % дороже схожих проектов на Аляске.

Назначенец Владимира Путина директор «Северного потока» Матиасс Варнег формально показывает прибыль, но опять за счет «Газпрома». «Только одна компрессорная станция «Портовая» ежегодно сжигает 1 млрд кубов газа, и они не учитываются в затратах «Се- верного потока», — замечает Михаил Корчемкин. Экс-зампред «Газпрома» Александр Рязанов заявлял FT, что у компании есть проблема с высокими затратами на некоторые инвестпроекты, и понятно, что многие объекты построены на неконкурсной основе из-за закрытости торгов и узкого круга реальных претендентов.

Михаил Корчемкин утверждает, что «Газпром» на каждое снижение объемов экспорта и продаж отвечает увеличением плана строительства газопроводов, что связано с интересами подрядчиков. Но он не заботится о добыче, которая обвалилась в 2009 году до 460 млрд кубометров и продолжает стагнировать (см. рис. 5).

Кроме того, холдинг уменьшал закупки туркменского газа. Владимир Милов говорит, что затраты на строительство дорогих труб перетягивают интерес к освоению месторождений. «Там проще откаты платить. Их цены (трубопроводов — прим. Financial One) намного выше, чем у аналогов. Это маниакальное стремление строить», — говорит г-н Милов. Эти гигантские капиталовложения принесут не прибыль, а убытки, уверен эксперт. Помимо этого Владимир Путин поручил «Газпрому» построить вторую очередь газопровода Ямал Европа и еще одну ветку «Северного потока». Сейчас монополия экспортирует в Европу около 140–160 млрд кубометров газа в год. Суммарная мощность экспортных газопроводов европейского направления превысит 350 млрд кубометров в год. Г-н Корчемкин добавляет, что такие проекты могут довести компанию до банкротства.

Сланцевый газ.jpg

Пять лет для «Газпрома»

«Газпром» не является крупнейшим налогоплательщиком, а нагрузка на газовый бизнес, в отличие от нефтяного, снизилась — с 30 до 25 %. Владимир Путин уже назвал налоговую нагрузку газовой отрасли экономически неоправданной и несправедливой.

Владимир Милов утверждает, что «Газпром» превратился в колоссальную головную боль Правительства, несмотря на то, что, контролируя крупнейшие ресурсы, не платит серьезных налогов, а НДПИ на газ составляет лишь $7 на 1000 кубометров. «Это смешная, неприличная и просто позорная цифра, которая должна вырасти», — говорит Милов. Он отмечает, что любые новые проекты «Газпром» не может реализовать без массированных льгот и, по сути, обнуления налоговых платежей. «Северный, Южный, Голубой потоки и Штокман с обнуленной экспортной пошлиной. Зачем нам национальное достояние, которое не платит налогов?» — задается вопросом Владимир Милов.

Доля налогов в выручке «Роснефти» приближается к 50 %, а у «Газпрома» она составляет около 35 %. Юрий Когтев также согласен с тем, что газовая отрасль может приносить налогов не меньше, чем нефтяная, и текущие поступления нелогичны. «Если заставить «Газпром» в нынешнем виде платить нормальные налоги, то он может просто обанкротиться. Надо приступать к реформам», — говорит Милов.

Сценарий для реформы «Газпрома» уже прорабатывался МЭР. Тогда планировалось раз- делить транспортную составляющую и добычу. Фактически реформа пошла бы по сценарию нефтянки, где «Транснефть» была отделена от добычи. После чего была произведена приватизация добывающих компаний. «В итоге, вместо неэффективного монстра получится 5–7 компаний размера «Лукойла», которые будут конкурировать и снижать издержки, повышать прибыль и налоговые отчисления», — говорит Владимир Милов. «Это крайний вариант, когда все пойдет совсем плохо. Возникнут проблемы с акционерами, кредиторами. Поэтому этот вариант не желателен для руководства страны и «Газпрома», — говорит Когтев.

Данный вариант рассматривался, когда главой МЭР был нынешний глава Сбербанка Герман Греф. Другой вариант разделения компании предложил недавно глава «Русала» Олег Дерипаска, по его словам, нужно раздробить компанию на две разные структуры: одна из них будет фокусироваться на Западе, а вторая — на востоке страны, для охвата азиатских рынков. Также на рынке возобновились слухи об отставке г-на Миллера. Среди претендентов на его место называют того же Германа Грефа. Но получал ли такое предложение сам Герман Греф, в Сбербанке комментировать отказались. По словам Владимира Милова, Алексей Миллер не является человеком, способным изменить компанию глобально, и не способен работать в конкурентной среде. По его словам, сейчас «Газпром» перекладывает бремя неэффективности на государство и может долго спасаться от неэффективности. «При сохранении объемов строительства газопроводов трансформация и конец «Газпрома» могут произойти через 4–5 лет, и в компании сами знают, что делают, но продолжают», — говорит Корчемкин. Александр Рязанов также считает, что постепенно компания должна быть раздроблена и, вероятно, именно в такие сроки.




Теги: Газпром

Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи