Новостной поток

Минфин РФ ждет в 21г около 500 млрд р дополнительных ненефтегазовых доходов, направит на приоритетные расходы

20.04.2021 17:27
775

(Рейтер) Более быстрое восстановление российской экономики добавит федеральной казне в 2021 году около 500 миллиардов рублей ненефтегазовых доходов, на которые будут увеличены расходы бюджета, сказал в интервью Рейтер замминистра финансов Владимир Колычев.

"Учитывая, что восстановление экономики и налоговой базы идет быстрее, чем мы ожидали, и дополнительные доходы мы получаем уже сейчас, а не в конце 2021 года, как ожидали раньше, этот прирост налогов создает пространство для того, чтобы его направить на приоритеты. В этом году в соответствие с текущими оценками мы ожидаем около 500 миллиардов рублей дополнительных ненефтегазовых доходов", - сказал Колычев.

В действительности доходы и расходы будут еще выше из-за "связанных" поступлений, имеющих целевой характер, таких как выплата Норильским никелем 146,2 миллиарда рублей компенсации ущерба окружающей среде после утечки топлива в Арктике или доходы от экспортных пошлин на зерно, которые должны вернуться производителям в виде субсидий.

"Общий пирог вырастает, и часть пирога направляется на приоритеты", - сказал Колычев.

Ожидается, что президент Владимир Путин прольет свет на приоритеты россиян в своем обращении к нации в среду, 21 апреля. В понедельник на совещании, посвященном подготовке послания, Путин назвал важнейшими направлениями социальную сферу и инфраструктурные проекты.

ДЕФИЦИТ

Минфин ждет, что при средней цене нефти Urals $60 за баррель в 2021 году бюджет дополнительно получит от нефти и газа около 1,5 триллиона рублей, которые позволят сократить общий размер дефицита бюджета с заложенных 2,76 триллиона рублей, или 2,4% ВВП, сказал Колычев.

Министерство верстало бюджет-2021 исходя из прогноза нефтяных цен $45,3 за баррель. В настоящее время котировки Urals находятся возле отметки $64 за баррель, а за первые три месяца года средняя цена сложилась на уровне $59,8 за баррель.

Первичный структурный баланс при этом останется неизменным.

"В этом году первичный структурный баланс на 875 миллиардов рублей, или 0,8% ВВП выше, чем заложено в бюджетных правилах, и именно этот уровень мы будем стараться выдержать в этом году", - сказал Колычев.

В 2020 году на фоне пандемии коронавируса и обвала нефтяных цен власти ослабили бюджетное правило, повысив предельный уровень расходов ради увеличения антикризисных трат на 1,8 триллиона рублей. Текущий год Минфин называет "переходным", а в 2022 году, по задумке ведомства, бюджетное правило должно заработать без исключений.

БЫСТРЕЕ К НОРМАЛИЗАЦИИ

В условиях низкого уровня госдолга и больших резервов у РФ есть пространство для более постепенного возвращения к бюджетному правилу ради увеличения социальных расходов и поддержки регионов, в то время как запланированная более глубокая бюджетная консолидация в России, чем в других странах с формирующимся рынком, будет тормозить рост ВВП, предупреждал Всемирный банк.

Однако Минфин считает, что более быстрое восстановление экономики и разогнавшаяся инфляция скорее говорят о том, что Россия переборщила с фискальными стимулами в 2020 году и о необходимости ускоренной нормализации бюджетной политики.

"Инфляционная картина говорит о том, что экономика не только восстановилась, но возможно даже масштаб стимула оказался большим, чем требовалось - иначе у нас не было бы такой высокой инфляции. И с этой точки зрения уместнее говорить о том, что нормализация бюджетной и денежно-кредитной политики должна быть быстрее, чем она заложена была, когда ожидания были другие", - считает Колычев.

Дополнительный бюджетный стимул экономике в 2020 году, по оценке Минфина, составил около 4,5% ВВП, для чего Россия заняла рекордные 5,3 триллиона рублей на внутреннем рынке, вдвое увеличив заимствования по сравнению с планом.

По данным Росстата, инфляция в России ускорилась с 5,67% в феврале до 5,79% в марте в годовом выражении, что стало самым высоким ее значением с ноября 2016 года. Перешедший к повышению ключевой ставки Центробанк ждет, что после годового пика в марте инфляция начнет снижаться и приблизится к цели 4% в первой половине 2022 года.

"Конечно, мы не говорим, что нужно сокращать расходы по сравнению с утвержденными. Но в части долговой политики объемы заимствований приводим к нормальному уровню уже в этом году, тогда как в прошлом году мы по сути заняли больше чем требовалось".

Ранее Минфин объявил о планах сократить объем внутренних заимствований в 2021 году на 875 миллиардов рублей с запланированных 3,7 триллиона рублей за счет использования свободных бюджетных остатков 2020 года.

АККУРАТНОСТЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО

Традиционно консервативный Минфин видит долгосрочные риски падения нефтяных котировок ниже цены отсечения в бюджетном правиле, считая, что вести разговоры о каком-либо постоянном его смягчении или больших тратах из ФНБ на инфраструктуру было бы недальновидно.

"В "нефтяной" части правила может быть актуальной дискуссия, насколько долгосрочные вызовы, связанные с декарбонизацией, возможным прохождением пика спроса на нефть, с развитием альтернативной энергетики и альтернативных способов добычи нефти, могут поставить под угрозу возможность проведения бюджетной политики с точки зрения того, что цена в долгосрочной перспективе может быть ниже, чем отсечка, и накопленных резервов может просто не хватить, чтобы бюджетное правило устояло", - сказал Колычев, призвав с осторожностью относиться к краткосрочным всплескам цен на нефть, которые наблюдаются сейчас из-за более быстрого восстановления мировой экономики и более медленного восстановления добычи ОПЕК+.

Так же аккуратно нужно подходить к разговорам, стоит ли вкладывать в долгосрочные финансовые активы, монетизация которых в среднесрочном периоде затруднительна, сказал он.

"В определенных ценовых сценариях резервные активы быстро израсходуются, а реализовать нерезервные будет сложно - это проекты сроком более 10 лет - и придется тогда с бюджетными расходами что-то делать. С учетом значительных рисков снижения спроса на нефть в средне- и долгосрочной перспективе инвестировать в долгосрочные финансовые активы значительную долю дополнительных нефтегазовых доходов было бы крайне неосмотрительно".

В соответствии с Бюджетным кодексом, Россия может вкладывать средства ФНБ в различного рода проекты, когда объем ликвидной части фонда преодолевает порог в 7% ВВП. На 1 апреля ликвидные активы ФНБ составляли 8,68 триллиона рублей, или 7,5% ВВП ($114,7 миллиарда).

Президент Владимир Путин поручил правительству к 1 мая разработать перечень проектов, которые могут быть профинансированы за счет средств ФНБ. Минфин считает, что за три года можно было бы направить на проекты из суверенного фонда 1 триллион рублей.

СПОР О ДОХОДАХ И РАСХОДАХ

В начале апреля глава Минэкономразвития Максим Решетников раскритиковал Минфин за чрезмерный консерватизм при оценке доходов бюджета, предложив скорректировать бюджетное правило так, чтобы все дополнительные доходы сверх плана направлялись на расходы и стимулировали экономику, а не оседали в казне.

По мнению Колычева, это будет создавать дополнительное давление на инфляцию и может поставить под угрозу бюджет в случае ухудшения внешней конъюнктуры.

"Когда экономика оказалась сильнее, логично предположить, что уровень экономической активности если не выше, чем потенциальный, то по крайней мере выше, чем базовая ожидаемая траектория - то есть это уже начинает становиться не нейтральным к инфляционным последствиям. Если, как предлагает Минэкономразвития, на следующий год еще дополнительный стимул добавлять, когда и так экономика идет лучше ожиданий, это будет процикличным".  

"Если представить обратную ситуацию, мы, что, в последующем году будем сокращать расходы? Всегда всем хочется потратить побольше и когда конъюнктура такая, что есть, что потратить, возникают эти дискуссии под разными формами. Просто надо понимать, что конъюнктура может быть другой".

НАЛОГИ

Учитывая, что в целом жесткая бюджетная конструкция среднесрочно-долгосрочно сохраняется, фискальной потребности для увеличения налоговой нагрузки в России не должно возникать, сказал Колычев.

"Дальше вопрос структуры налоговой нагрузки: правильно ли она распределена между компаниями и населением? Справедливо ли распределяется рента между недропользователями и гражданами, то есть бюджетом?" - сказал он.  

С 2019 года Россия повысила НДС до 20% с 18% ради финансирования триллионных обещаний Путина.

В прошлом году в условиях истощившихся на фоне пандемии и падения нефтяных цен ресурсов власти приняли решение о введении подоходного налога на проценты с банковских вкладов, пересмотре соглашений с офшорами ради роста сбора налогов с дивидендов, увеличении НДПИ для металлургов и производителей удобрений, отмене части льгот для нефтяников и опережающем росте акцизов на табак.

Кроме того, спустя почти 20 лет после введения единой ставки НДФЛ российские власти с 2021 года начали возвращаться к прогрессивной шкале - обеспеченные россияне должны будут платить налог по ставке 15%, а не 13%. Общую мобилизацию Минфин оценивал в 2 триллиона рублей за три года.

За исключением повышения НДС остальные изменения в налогах фискально нейтральны для бюджета с учетом снижения нагрузки на другие сектора - малый и средний бизнес и IT-компании, сказал Колычев.

(Редактор Дмитрий Антонов)







Интервью: Профильное образование и профессиональный опыт действительно позволяют иначе взглянуть на личные финансы

Как стать квалифицированным специалистом финансового рынка

Упрощенная регистрация прав на недвижимость: как сохранить свою собственность

Загрузка...

Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи