Интервью / Financial One

Жак Дер Мегредичан: «Более 50% размещения СПБ биржи купили розничные инвесторы»

Жак Дер Мегредичан: «Более 50% размещения СПБ биржи купили розничные инвесторы»
9149

Как прошло IPO СПБ биржи, зачем компаниям выходить на рынок, и как успешно инвестировать, рассказывает Жак Дер Мегредичан, председатель совета директоров СПБ биржи.

Далее делимся мнением эксперта от первого лица.

Могу сказать, что в целом IPO СПБ биржи пошло хорошо – может быть, даже немного успешнее, чем мы ожидали. Есть много причин, почему так произошло. Я бы хотел начать с того, что у нас просто очень интересная история, и как бы грамотно участники рынка ни продавали, все равно инвесторам нравятся интересные истории – в которых может быть большой рост и большой успех. Мы получили очень позитивный отклик, и это радует.

Если же говорить про разные технические аспекты, здесь интересно то, что в размещении была сделана большая ставка на ретейл, на предоставление возможности розничным инвесторам участвовать в сделке. Предложение получило очень большой отклик от розничных инвесторов. Точные цифры еще просчитываются, но 55-60% этого размещения купили розничные инвесторы.

Спрос оказался значительно больше, чем предложение. Поэтому с этой точки зрения мы просто хотели найти какой-то правильный баланс между институциональными и розничными инвесторами.

Объем для российского фондового рынка был немаленьким – $175 млн. Все прошло гладко, вторичный рынок после этого тоже показал хорошую динамику. Нужно будет много работать, чтобы история оставалась интересной, красивой и успешной.

Думаю, что розничные инвесторы, которые участвовали в нашем IPO, уже торгуют и на нашей площадке, и на Мосбирже. То есть вряд ли мы были для них первой сделкой. Наверное, есть и такие, но это не большинство.

В последнее время мы видели интерес розничных инвесторов к финансовому рынку – не только в России, но и во многих странах. Это объясняется многими факторами, в числе которых низкие ставки и удобные приложения. Кроме того, рынки растут. Я думаю, что скорее всего, интерес розничных инвесторов к рынку продолжит увеличиваться.

С другой стороны, для многих эта тема – новая. Будут как прекрасные истории, так и разочарования. Инвестиции даже очень грамотных инвесторов не всегда бывают успешными, и это нормально.

Я бы дал несколько конкретных советов инвесторам. Во-первых, я считаю, что необходимо понимать, сколько вы можете себе позволить – каким бы аппетитным ни выглядел актив. Я посоветовал бы не использовать плечо. Второе – определить, какая доля сбережений должна участвовать в инвестициях. Вы не обязаны иметь какую-то четкую форму – в какой-то момент может быть 30%, в какой-то – 0%, а в какой-то – больше 30%.

Но важно, чтобы это происходило изначально по решению человека и его аппетиту к рискам. Размышление о том, сколько инвестировать, должно происходить до того, как вы начинаете инвестиции. Конечно, сумма может меняться в зависимости от того, что происходит с рынком и с вами в том числе. Но все-таки надо устанавливать для себя определенные рамки и пределы.

Еще один важный шаг – диверсификация. Какой бы интересной ни была история СПБ биржи, не надо иметь 100% той доли, которую вы решили пустить на фондовый рынок, в одной компании. Можно иметь 3-4 бумаги и один индекс – это уже некоторая форма диверсификации.

Также стоит задумываться о том, сколько вы хотите иметь в акциях, а сколько – в облигациях. Облигационный рынок сейчас не самый интересный, если говорить об инвестициях в долларах и евро. В рублях еще можно найти интересные истории. Необходимо смотреть на классы активов – может быть, кто-то хочет иметь портфель, в котором будет несколько акций, немножко золота и немножко валютного риска. Это решение каждого. Кроме того, часть своих денег можно дать управляющим компаниям.

Если говорить про то, когда компании стоит выходить на IPO, очень сложно сказать что-то среднее, потому что каждая история очень своеобразная. Есть успешные компании, которые не становятся публичными, остаются семейным бизнесом, бизнесом одного человека или нескольких партнеров.

Компании есть смысл становиться публичной, потому что это возможность поднять деньги для своего развития. Для некоторых это форма признания успеха, что всегда приятно. Но все же, наверное, первое – это привлечение денег. Даже крупным компаниям непросто привлекать деньги через долг, особенно если речь идет о серьезных суммах.

Роман Горюнов: «Заработают ли инвесторы – первое, о чем нужно думать компании на IPO»

Размеры IPO российских компаний в текущем году побили десятилетний рекорд, собрав более $3 млрд инвестиций. До конца года на фондовый рынок должны выйти еще несколько компаний из РФ.

Что инвесторам готовят предстоящие размещения, каких IPO ждать в будущем, и какая судьба ждет фондовый рынок – на эти и другие вопросы ответили спикеры FFIN Conference ИК «Фридом финанс».

Россия переживает бум IPO – текущий год стал рекордным. Существенный вклад в развитие отечественного рынка первичных размещений внесли розничные инвесторы. Удалось достигнуть ситуации, в которой значительная часть дебютов компаний на рынке проходит без иностранных участников.

Выход на IPO – значительный шаг в развитии компании. Публичность подразумевает два ключевых момента: во-первых, предприятие получает возможность выйти на рынок капитала и не зависеть от конкретных контрагентов. Во-вторых, фирма начинает привлекать недолговой капитал, который открывает перед ней различные возможности в зависимости от выбранной стратегии, отметил глава СПБ биржи Роман Горюнов.

Продолжение





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи