«Как будет выглядеть мир в 2035 году? Представить это довольно сложно, потому что еще 15 лет назад он был совершенно другим. Еще не появился iPhone, не было облачных вычислений, не было приложений и услуг, которые мы используем в повседневной жизни. Если мы говорили о карте, то это был физический кусок бумаги. Именно по этой карте мы находили, куда нам нужно идти…Мне даже сложно представить, что будет происходить в 2035 году», – поделился своим представлением о будущем председатель Financial Services Club Крис Скиннер.
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина, в свою очередь, согласилась с тем, что непросто представить, каким станет будущее. «Я не очень хороший футурист. Не знаю, какими будут новые технологии, но совершенно очевидно, что они будут быстро сменять друг друга и быстро менять весь наш образ жизни», – сказала она, отметив, что финансовая отрасль перестанет быть чисто финансовой, поскольку уже сегодня для людей важно получать все услуги быстро, дешево, безопасно и «желательно, бесплатно».
Набиуллина также выразила свое беспокойство по поводу того, что на сегодняшний момент небольшие игроки финансового рынка не могут позволить себе крупные инвестиции в сферы, которые сейчас определяют технологический уклад. Тем не менее глава Банка России считает, что технологии в будущем станут более дешевыми и доступными.
Читайте: Автор «Черного лебедя» про то, почему не стоит нанимать хорошо одетого трейдера
«В цене все больше и больше станут возрастать человеческие отношения и человеческий фактор. Безусловно, конкуренция обострится, и успех финансовых компаний, на мой взгляд, будет определяться не теми вещами, которые важны для нас сейчас…Не столько доступом к данным, сколько возможностью и способностью анализировать эти данные, быстро выстраивать бизнес-модели, принимать решения и осуществлять дизайн услуг, который будет интересен клиентам», – прокомментировала свой взгляд на будущее Набиуллина.
Председатель ЦБ также отметила, что к 2035 году на рынке будут уже не финансовые институты, а гибриды, что, конечно же, станет определенным вызовом для регулятора. «Важно, чтобы регуляторы финансового рынка были гибкими и открытыми к инновациям, – подчеркнула она. – Центральные банки во всем мире по природе своей консервативны, потому что наша главная задача – это стабильность».
По мнению Набиуллиной, в условиях, когда быстро меняются технологии, сам консерватизм регуляторов может стать фактором риска. Центральные банки не должны отставать, считает она, не должны быть «как старые генералы, которые все время готовятся к прошлой войне». «Мы этот вызов понимаем, и будем меняться вместе с рынком», – добавила глава Банка России.
В ходе пленарной дискуссии своим мнением о том, каким станет будущее для финансовой сферы, поделился Петр Авен, председатель совета директоров банковской группы «Альфа-банк»: «Мы потратили много времени на обсуждение того, нужны ли банковские отделения или не нужны…Человеческая природа не меняется, и людям наряду с компьютерами и телефонами нужно живое общение. Я абсолютно убежден в том, что отделения будут нужны. Вот пример выдающегося digital-банка «Тинькофф». Олег [Тиньков] оспаривает, как правило, цифры, которые я называю, но сегодня в «Тинькофф» работает намного больше людей, чем в Альфа-банке. Это маленький банк с большим количеством персонала». Впоследствии Авен уточнил, что в Альфа-банке работают 27 тысяч сотрудников, в «Тинькофф» – 29 тысяч.
Олег Тиньков в ответ на комментарий Авена заявил, что в ближайшем будущем «Тинькофф» будет бороться «с этой некрасивой цифрой с помощью искусственного интеллекта». Кроме того, он отметил, что пока является контролирующим акционером компании «Тинькофф», отделения открываться не будут.
«Мы придумали это в России первыми, еще 13 лет назад мы сказали, что отделений быть не должно. Мы считаем, что это модель правильная, модель будущего. Хотел бы заметить, что за все эти годы без единого отделения мы сопоставимы по количеству активных розничных клиентов с Альфа-банком. Но мы не считаем его своим конкурентом. У нас только один конкурент, и это – Сбербанк. Что касается остальных, мы уважаем всех, но не особо туда смотрим», – отметил Олег Тиньков, подчеркнув при этом, что основная метрика бизнеса для компании – это зарабатывание денег.
«Чтобы зарабатывать, нужно быть умным и все делать правильно. Мы заработаем в этом году, как вы знаете, свыше 35 млрд чистой прибыли. Для меня важно не только предвосхищать потребности клиента, но и зарабатывать деньги. Я бы посоветовал брать вам пример с нас, с Альфа-банка и зарабатывать», – сказал он.
Свое мнение о будущем финансового мира выразил и президент «Ростелекома» Михаил Осеевский: «Мне кажется, нас ждет расцвет фондового рынка. Мы будем все больше ориентироваться на дивидендную доходность публичных компаний как на альтернативу отрицательным депозитам. И для нас, конечно, очень важно заранее начать показывать рынку и нашим потенциальным акционерам привлекательность такого подхода. Нас ждет расцвет фондов, инвестирующих в акции».