Экспертиза / Financial One

Юридическая разница между блокчейном и биткоином

Юридическая разница между блокчейном и биткоином
5248

С точки зрения правового регулирования, биткоин, как и другие криптовалюты, пока вне закона.

Согласно действующей редакции Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», выпуск на территории Российской Федерации денежных суррогатов запрещается.

В соответствии с действующим российским законодательством, биткоин не относится к числу объектов гражданских прав. В частности, к объектам гражданских прав, в соответствии со статьей 128 Гражданского кодекса Российской Федерации, относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права, результаты работ и оказание услуг, охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность), нематериальные блага.

Все деньги отнесены законодателем к имуществу, при этом наличные деньги относятся к вещам, а безналичные денежные средства – к иному имуществу.

В соответствии со статьей 140 Гражданского кодекса Российской Федерации рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации. Порядок и условия использования иностранной валюты на территории Российской Федерации определяются законом или в установленном им порядке.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», к иностранной валюте относятся:

(i)     денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

(ii)   средство на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Таким образом, криптовалюты не поименованы в законодательных актах Российской Федерации в качестве объекта гражданских прав, что, с учетом довольно жесткого регулирования валютно-денежных отношений, делает невозможным официальное их использование.

Более того, в соответствии с правовой позицией Банка России предоставление российскими юридическими лицами услуг по обмену «виртуальных валют» на рубли и иностранную валюту, а также на товары (работы, услуги) будет рассматриваться как потенциальная вовлеченность в осуществление сомнительных операций в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма[1].

При этом интересно отметить что, запрещая выпуск биткоинов, действующее законодательство не запрещает саму криптотехнологию, на которой работает система, что воспринимается весьма неоднозначно.

В частности, в основе большинства криптовалют (в частности bitcoin) лежит так называемый «пиринговый» принцип, в соответствии с которым обращение криптовалют предполагает равноправие участников по принципу децентрализации.

По такому же принципу устроены торрент-трекеры, чаще всего предполагающие, что пользователь не только пассивно закачивает файлы из интернета, но и активно раздает их. Причем закачивает он их не с какого-либо специального сервера, а фактически с компьютеров других таких же пользователей децентрализованной сети. Пиринговые сети, по общему правилу, автоматически делают участника сети не только потребителем, но и активным участником всего процесса.

Таким образом, благодаря пирринговому принципу, криптовалюты (в отличие от аналогов) ограждены от администрирования со стороны каких бы то ни было государственных органов.

Технология, получившая название «блокчейн» (blockchain) – распределенная база данных, которая содержит информацию о всех транзакциях, проведенных участниками системы. Данные хранятся в виде «цепочки блоков», в каждом из которых записано определенное число транзакций. Ключевое свойство системы – распределенность. Не существует единого места, где хранятся все записи реестродержателя или банка. Реестр хранится одновременно у всех участников системы и автоматически обновляется до последней версии при каждом внесенном изменении.

Таким образом, пользователи выступают в качестве «коллективного нотариуса», который подтверждает истинность информации в базе данных.

При таких обстоятельствах, с учетом большого количества пользователей, вовлеченных в процесс криптообмена, вопрос о применении мер ответственности (особенно уголовной) безусловно требует более детальной проработки.

Установление тотального запрета на технологию может послужить негативным фактором для участников делового оборота, которые могу лишиться определенного конкурентного преимущества по сравнению со своими иностранными партнерами.




[1]           Информация Банка России от 27.01.2014 «Об использовании при совершении сделок "виртуальных валют", в частности, Биткоин» // Вестник Банка России, № 11, 05.02.2014.







Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи