Мировая экономика может поменяться до неузнаваемости, наличные деньги исчезнут, по миру прокатится волна экспроприаций. Рецепты выхода из этой ситуации обсудили с финансовым экспертом Владимиром Левченко.
Сейчас на рынке много черных лебедей, как скоро они улетят?
Называть происходящие события черными лебедями не совсем корректно, так как это события, которые мы не могли предвидеть даже в страшных снах. А здесь получается, что знал ведь, да забыл.
Правительства и центральные банки смотрели и ждали, что должно что-то произойти, но при этом вопреки реальности уничтожали все живое вокруг себя. В конечном итоге они поверили, что люди, как мы с вами, только на высоких постах, смогут закатить солнце вручную. Понятно, что сейчас таких технологий нет, но психика человека показала слабость.
Что может наступить обвал рынков, было понятно в 2018 году. Действия Дональда Трампа были направлены на раздувание пузыря. Меры по снижению налогов и выкупа активов четко указывали на это, но ни доллара не пошло в реальную экономику. 2018 год стал аналогом 1929 года. Глобальные элиты это увидели и решили применить все средства, которые у них есть. В результате мы получили иррациональный 2019 год.
Коронавирус стал спусковым крючком, который выплеснул существующие проблемы, безусловно усилив, но не значительно. Как маятник, который залетел в сторону гипероптимизма и должен был качнуться назад. Мировые элиты стали упорно его толкать в эту сторону. Сейчас он откатился в сторону негатива, и падение экономики оказалось сильнее, чем могло бы быть.
Тройной удар по экономике России. Что делать?
В марте 2020 года российская экономика одновременно попала под удар трех негативных факторов: циклического кризиса, пандемии коронавируса и ценовой войны на нефтяном рынке.
Каждый из этих факторов вполне тянет по своему масштабу на роль причины полномасштабного экономического кризиса. Их сочетание этот кризис многократно усилит.
Принципиально, денежная система может вернуться к "золотому стандарту". Проблема в том, что монетарного золота не хватит для полной замены денег золотом. Если же повышать цену на золото - получат сверх доходы золотодобывающие компании (уже сегодня, золота добывается на 3% больше от имеющегося ежегодно). Выход тут может быть в ведении системы учёта денег, когда имеющийся объем монитарного золота приравняют к единице, а цены будут исчисляться как частью от этой единицы (цены будут в единицах всегда меньших одной единицы, но большей нуля (в нанокредитах, пикокредитах и т.п., если кредит - это единица монетарного золота). В этом случае отпадает потребность и возможность "печати" излишней денежной массы. В экономике будут преобладать дефляционные ожидания вместо инфляционных. Вопрос: откажутся ли государства от кормушки в виде возможности печатать необеспеченные деньги в целях управления экономикой? Выберут ли они более прогрессивную денежную систему?