Экспертиза / Financial One

В чем подвох газовой сделки между Германией и Катаром

В чем подвох газовой сделки между Германией и Катаром
4820

Катар будет поставлять в Германию 2 млн тонн сжиженного природного газа в год. Проблема лишь в том, что соглашение не поможет устранить уже существующие узкие места. Более того, страна окажется привязана к ископаемому топливу на более длительный срок.

Доха, утро вторника. На сцене в столице Катара двое мужчин средних лет пожимают друг другу руки: слева в темном костюме – Райан Лэнс, глава американской энергетической компании ConocoPhillips, справа в белом одеянии – Саад Шерида аль-Кааби, министр энергетики Катара. А на проекторе позади них – то, о чем они только что договорились: контракт на закупку СПГ с проектов «Северное месторождение» и «Северное месторождение Юг» для Германии.

В течение 15 лет Катар будет поставлять американским транснациональным корпорациям сырье, охлажденное до минус 162 градусов: 2 млн тонн СПГ в год. Таким образом, ConocoPhillips, управляющая сетью АЗС JET в Германии, сможет доставлять сжиженный природный газ в Брунсбюттель – на терминал СПГ, которого пока что не существует. Согласно известной на данный момент информации, поставки начнутся в 2026 году и продлятся до 2041 года.

Но можно ли назвать сделку успешной? Вряд ли. Промышленные предприятия и домовладельцы нуждаются в топливе в первую очередь этой и следующей зимой, а не в 2026 году. А к 2041 году Германия планировала по большей части распрощаться с ископаемым природным газом. В противном случае стране не удастся достигнуть цели и стать климатически нейтральной к 2045 году.

«Эта сделка не поможет Германии в нынешнем кризисе. Вместо этого она создает новую, долгосрочную зависимость от Катара – и от ископаемого природного газа. Как это совместимо с целью декарбонизации нашей экономики?» – задается вопросом Саша Мюллер-Краеннер, национальный директор Deutsche Umwelthilfe.

Тем не менее Маттиас Мирш доволен тем, как развиваются события. Сделка с Катаром – это «хорошая новость для безопасности поставок», сказал в интервью Spiegel заместитель председателя парламентской группы СДПГ по энергетике, окружающей среде и защите климата. Приверженность правительства Германии диверсификации энергоснабжения приносит свои плоды, считает он. «Диверсификация импорта энергоносителей и одновременное масштабное расширение использования возобновляемых источников энергии – это правильный путь», – поделился своим мнением Мирш.

Однако существуют и совершенно другие мнения. «Газовая сделка с Катаром четко показывает, насколько мы зависимы от государств, не разделяющих наши ценности, – отметил эксперт СвДП по энергетике Михаэль Крузе. – Вот почему важно укреплять энергетический суверенитет Германии, добывая собственный газ. Германия также должна развивать добычу сланцевого газа на суше, чтобы стать еще более независимой».

Лидер фракции зеленых Катарина Дреге считает, что сделка в принципе правильная. «Однако срок слишком велик», – сказала она, добавив при этом, что существует риск для компаний, которым в конечном итоге, возможно, все равно придется избавиться от сжиженного природного газа.

Гендиректор Немецкой ассоциации предприятий энергетики и водоснабжения оценивает соглашение более позитивно. «Каждое дополнительное предложение повышает надежность поставок, – говорит Керстин Андреэ. – Долгосрочные контракты на поставку стабилизируют общую систему. В этом отношении как частные, так и промышленные потребители газа выиграют от новых долгосрочных контрактов».

По большому счету, сделка ничего не изменит для Германии

В последние месяцы представители правительства Германии несколько раз посещали Персидский залив. Среди них канцлер Олаф Шольц (СДПГ) и министр экономики Роберт Хабек (зеленые). Тот факт, что ConocoPhillips, а не немецкий поставщик, заключает первый крупный долгосрочный контракт на поставку нефти в Германию, поначалу может показаться странным. Но американцы принимают непосредственное участие в расширении добычи на Северном месторождении Катара.

При этом ясно одно: даже благодаря сделке с Катаром Германии не удастся полностью закрыть потребность страны в газе.

2 млн тонн сжиженного природного газа в год с 2026 года соответствуют чуть менее 2,8 млрд кубометров природного газа – или около 3% потребления Германии. Для сравнения, в 2021 году Россия поставила в Германию примерно в 16 раз больше природного газа.

«Эта сделка ничего не изменит в ближайшие несколько лет. И в среднесрочной перспективе ситуация останется прежней, ведь объем поставок слишком мал, – сообщил в интервью Spiegel Ханнс Кениг, эксперт в нефтегазовой отрасли консалтинговой компании Aurora Energy Research. – Тем не менее сделка поможет диверсифицировать поставки газа в Германию. В обозримом будущем мы будем очень зависимы от США в плане поставок СПГ. Лучше иметь разных поставщиков».

«Главный вопрос заключается в том, какие пункты назначения будут согласованы в этой сделке. Другими словами, должен ли газ оставаться в Германии или других странах Европы, или же его можно будет продать Азии», – говорит Кениг.

Именно этот вопрос стал один из главных камней преткновения в переговорах между Катаром и Германией, сообщают инсайдеры. Арабы настаивали на том, что дальнейшую продажу газа необходимо запретить, чтобы на мировом рынке не возникла конкуренция газа, предназначенного для Германии, с газом, продаваемым Катаром другим государствам. Недавно Катар согласовал сделку с китайской компанией Sinopec, которая предусматривает поставку вдвое большего количества газа в год – в течение 27 лет. Почему в случае с Германией катарцы согласились на более короткий срок, неясно. Также остается много вопросов относительно оговорки о невозможности перепродажи.

В общем, мнения по поводу разумности сделки разделились. Лишь один человек в этот вторник был в необычайно хорошем настроении: Роберт Хабек. В последние месяцы оппозиция регулярно критиковала его за то, что по итогам его поездки в Катар не было заключено ни одного конкретного контракта на поставку. Теперь эту тему, наконец-то, можно оставить в покое. «Пятнадцать лет – это супер», – сказал политик партии зеленых во вторник утром на отраслевой конференции в Берлине.

Авторы: Клаус Хеккинг и Геральд Трауфеттер для Spiegel

Как европейские страны проживут без российского газа

Будет ли энергетический кризис в Европе, найдет ли Россия новые рынки сбыта, каковы перспективы «Газпрома» и «Новатэка» – на эти вопросы ответил Cергей Вакуленко, независимый эксперт по энергетике и экс-глава департамента стратегии и инноваций «Газпром нефти», в интервью Юлии Кульматицкой на YouTube-канале «Tinkoff Private Talks». 

Явные последствия кризиса 

По словам эксперта, российский газ составляет 5% Европейского энергобаланса. Последнее время ресурс стоил дешево, поэтому особой ценности для людей не представлял. 

«Немецкий центробанк считал, что будет, если российского газа совсем не станет. Значительно вырастет себестоимость продукции на многих предприятиях. Видимо, страна, да и континент в целом, войдет в режим рационирования газа по карточкам»,– рассказывает Вакуленко. Так, в Германии на долю производства приходится 25%объема прибавленной стоимости, в других европейских странах этот показатель составляет 12–18%. Многие немецкие предприятия являются потребителями услуг. Соответственно, если начинаются проблемы у промышленных предприятий, то сектор услуг тоже начинается сокращаться. 

Продолжение





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи