Про судьбу финансовой системы США поговорили с советником по макроэкономике гендиректора компании «Открытие инвестиции» Сергеем Хестановым.
По словам Хестанова, проблемы, с которыми столкнулись ФРС, были предсказуемы. «Более чем десятилетие в развитых странах была политика дешевых денег: ставки были намного ниже инфляции, что сформировало огромные пузыри на фондовых рынках, на рынках недвижимости, и в том числе создало большие дисбалансы на долговом (рынке – прим. ред.). Традиционно многие банки, в том числе крупные, имеют значительные портфели долговых инструментов. Сейчас, соответственно, ставки растут, от текущей оценки портфели этих долговых инструментов, естественно, падают, что, в общем-то, и порождает проблемы. И мировые регуляторы находятся в так называемом цугцванг – ситуации в шахматах, когда любой ход вызывает какие-то ухудшения, и выбор, скорее, между тем, чем готовы пожертвовать мировые регуляторы», – поясняет эксперт.
С одной стороны, если регулятор США будет повышать базовую процентную ставку, проблемы в банковском секторе будут усугубляться. От этого пострадает часть банковской системы, в перспективе может начаться финансовый кризис. С другой стороны, если ужесточения денежно-кредитной политики не будет, участники рынка усомнятся в способностях мировых центральных банков контролировать инфляцию. Это негативно скажется на мировых резервных валютах. По мнению макроэкономиста, вероятен второй сценарий развития событий, который будет сопровождаться высоким уровнем инфляции в течение длительного времени и низкими темпами экономического роста в развитых странах.
Проблемы Credit Suisse
19 марта стало известно, что швейцарский банк UBS, первый банк в стране по объему активов, купит банк Credit Suisse, второй банк в Швейцарии по размеру активов, за $3,3 млрд. Credit Suisse столкнулся с оттоком средств вкладчиков и обвалом акций.
Комментируя поход швейцарского регулятора к проблеме, Хестанов говорит: «После кризиса 2008 года, когда очень ярко проявился феномен краха Lehman Brothers, все мировые регуляторы стали гораздо внимательнее относиться к потенциалу банкротства крупных финансовых институтов. Соответственно, мнение регуляторов в большей степени сдвинулось в сторону спасения, а не предоставления этим институтам полной свободы, в том числе возможности обанкротиться». С одной стороны, спасение банков нивелирует краткосрочные риски в секторе, с другой стороны, на балансе банков остаются проблемные активы – неизвестно, как ситуация с ними разрешится в долгосрочной перспективе.
Российская банковская система
С начала СВО российская банковская система оказалась изолированной от мировой банковской системы. При грамотном проведении бюджетной и денежно-кредитной политики глобальные риски финансовой системы не окажут непосредственного влияния на Россию. Пока торговый баланс и счет текущих операций страны положительны, появление негативных проблем мировой финансовой системы маловероятны. Однако если текущие проблемы в мировой финансовой системе приведут к глобальному экономическому кризису, Россия опосредованно ощутит внешнее воздействие через снижение спроса на сырьевые товары.
Говоря о перспективах пары «рубль – юань» для международных расчетов, макроэкономист подчеркивает важность гармоничного товарооборота: «Чем меньше будут отличия между взаимным экспортом и импортом, тем меньше будет потребность в каких-то третьих валютах для обслуживания этого товарооборота». На данный момент России сложно отказаться от валюты недружественных стран даже при расчетах с Китаем – объем российского экспорта в Китай значительно превышает объем импорта из Китая.
Цены на нефть
Хестанов не берется делать прогнозы по рынку нефти – факторами неопределенности цен выступают санкции в отношении экспорта российской нефти и нефтепродуктов и величина потолка цен. Трубопроводы для экспорта нефти и газа строились на протяжении полувека с целью реализации продукции в европейские страны. Перенаправление экспорта нефти с западных стран на Восток оказалось сложным процессом для российских нефтяных компаний.
«С точки зрения воздействия нефтяных цен на мировую экономику ситуация чуть-чуть проще. <…> Во многих развитых странах, особенно в США, созданы очень существенные мощности по резервному хранению нефти – то есть стратегический запас США довольно велик, соответственно, такие взлеты нефтяных цен, как это было в 1973 году, скорее всего, вряд ли произойдут. Ну тоже своя интрига сохраняется, потому что ОПЕК, начиная с 2020 года – с периода пандемии, удалось в значительной степени восстановить свое могущество, и, соответственно, полностью сбрасывать со счетов возможности стран ОПЕК+ прямо или косвенно манипулировать нефтяной ценой тоже нельзя», – заключает эксперт.
Экс-министр Улюкаев: «Я был … то большим начальником, то зеком, а теперь я – человек среди людей»
О написании стихотворений и тюремном заключении рассказал бывший глава Минэкономразвития РФ, главный эксперт Фонда Гайдара Алексей Улюкаев в интервью экономисту, финансисту Алексею Мамонтову на YouTube-канале «NaidiMamonta».
Улюкаев писал стихи в студенческие годы, потом забросил поэзию и вернулся к ней спустя 30 лет. «Стихи бывают от неустроенности, от внутреннего непорядка, от отсутствия гармонии внутри себя, между собой миром. Сначала ты думаешь, что это какие-то детали, (которые – прим. ред.) можно переставить как шахматные фигуры на доске или как чайную посуду. Потом понимаешь, что переставляется посуда, бьется, фигуры сваливаются – ничего не получается. Ты живешь неправильно, и все вокруг неправильно. И тогда из всего этого внутреннего неустройства начинает что-то рождаться. У меня, видимо, вот неустройство к тому времени, значит, во мне поселилось, с тех пор не отпускает, с тех пор пишу», – рассказывает герой.