Компании и люди / Financial One

Uber как предчувствие

Uber как предчувствие
4942

Один из крупнейших стартапов в мире Uber готовится к новому раунду финансирования, объем которого может составить $2 млрд, а оценка компании при этом достигнет $50 млрд.

Uber – далеко не единственный игрок на мировом рынке онлайн-заказов такси. За последнее время множество аналогичных сервисов привлекли многомиллионные инвестиции на агрессивное развитие, их оценка растет огромными темпами несмотря на то, что прибыль они не приносят. Не надувается ли на венчурном рынке новый пузырь? Давайте разберемся.

Uber был основан в 2009 году Тревисом Калаником и Гарретом Кампом для решения простой задачи – сделать поездки на такси удобнее как для пассажиров, так и для водителей. Запустив приложение, соединяющее пассажиров и водителей в родном Сан-Франциско в 2010 году, уже через два года компания вышла на международный рынок. На сегодняшний день сервис доступен почти в 300 городах и 60 странах по всему миру, однако Uber не собирается останавливаться.

Бизнес-модель компании чрезвычайно проста и удобна и оттого революционна: такси можно вызвать через приложение в смартфоне одним кликом, а благодаря большому количеству водителей в системе и автоматизации процесса время подачи сократилось до нескольких минут, а стоимость поездки подешевела на 30%. Сервис предлагает несколько классов автомобилей, начиная от стандартных UberX, заканчивая бизнес-классом Uber Black. Ко всем водителям и их автомобилям предъявляются высокие требования, что является гарантом безопасности и комфорта. Сами водители остаются довольны возможностями, которые предоставляет сервис: они работают на себя и могут совмещать со своей основным заработком, не тратят время и бензин на дорогу до клиента. Высадив одного, могут тут же подобрать следующего.

Сервис оставляет себе 20% от суммы поездки, однако, чтобы сохранять цены на конкурентном уровне, компания выплачивает бонусы своим водителям за каждую поездку. К примеру, в России утренний и вечерний бонусы составляют 160 рублей, а дневной – 70 рублей. Другими словами, если вечерняя поездка оказывается на сумму менее 800 рублей, Uber несет убытки. Кроме этого, сервис активно делится промо-кодами с пассажирами, когда выходит на новый рынок.

Бешенный рост

По нашим подсчетам, выручка Uber за прошлый год подскочила в четыре раза и достигла $410 млн. Вместе с тем вырос и операционный убыток, связанный с резким увеличением маркетинговых затрат. Согласно прогнозу, в этом году выручка может вырасти в 4-5 раз до $2,5 млрд за счет продолжения агрессивной мировой экспансии, а на прибыльность стартап планирует выйти уже к середине 2016 года, однако в настоящее время сервис существует только благодаря постоянному потоку инвестиций.

С начала 2014 года Google Ventures, BlackRock, Baidu и еще 14 крупных венчурных фонда вложили в Uber $4 млрд за два инвестиционных раунда. Также стартап выпустил конвертируемые облигации на сумму $1,6 млрд, покупателями которых стали состоятельные клиенты Goldman Sachs. Таким образом, объем венчурных инвестиций в два раза превысил рекорд Facebook, который привлек $2,4 млрд до того, как вышел на IPO.


Основной сдерживающий фактор для Uber сегодня – запреты и ограничения в Германии, Индии и в ряде других стран из-за протестов таксистов, чьи доходы упали после запуска сервиса на локальных рынках. Формальная причина – отсутствие соответствующих документов и тщательной проверки водителей, что, по словам властей, создает угрозу безопасности пассажирам. Стоит отметить, что Uber достаточно оригинально находит решения проблемы в каждом конкретном случае (например, создание кнопки SOS в Индии), что делает его на шаг ближе к созданию идеальной платформы, которая позволит масштабировать бизнес в несколько раз без лишних затрат. Недавнее решение Филиппин о выделении такси-сервисов в отдельную категорию официально зарегистрированных типов транспорта станет отличным прецедентом для мировой практики, что решит проблему нелегального статуса водителей Uber во многих странах.

Стоит отметить, что в России у Uber таких проблем возникнуть не должно – все водители, работающие с сервисом, являются зарегистрированными индивидуальными предпринимателями. Попытки запретить сервис были, но они не увенчались успехом.

Борьба за место под солнцем

Простая и относительно легкая для запуска бизнес-модель породила массу клонов по всему миру. Все они предлагают аналогичные базовые услуги такси, но местные игроки обладают преимуществом: они знают особенности менталитета своих клиентов и получают поддержку местных компаний. Сильнее всего это проявляется в азиатских странах, которые стали раем для стартапов. При этом в конкурентов вкладываются не только местные игроки, но и западные и даже российские инвесторы.


Самая интересная ситуация развернулась в Поднебесной: два местных игрока – Didi Dache и Kuaidi Dache – уже контролируют 99% рынка онлайн-такси в 300 крупнейших городах материкового Китая. Однако выход Uber при поддержке китайского поисковика Baidu на местный рынок создал реальную угрозу их монополии и вынудил объединиться, несмотря на то, что за каждым из них стоят непримиримые конкуренты – интернет-холдинги Alibaba Group и Tencent, которые вложили в них сотни миллионов долларов три месяца назад.

Как обстоят дела в России?

Еще недавно российский рынок такси можно было разделить на легальные такси и так называемых «бомбил». К началу 2011 года нелегальный извоз занимал 85-90% всего рынка, но затем ситуация изменилась благодаря реформированию законодательства: «бомбилы» практически ушли с рынка, их место заняли легальные водители, имеющие соответствующие лицензии. Оборот рынка только в Москве вырос до 30 млрд рублей. Одновременно с этим произошла цифровая революция: на рынок вышли агрегаторы заказов, такие как Яндекс.Такси и GetTaxi, свои приложения также запустили сами таксопарки, преимущественно региональные.

В отличие от Uber, который также активно пытается закрепиться в России, Яндекс.Такси и GetTaxi работают преимущественно с таксопарками, а не напрямую с водителями, что избавляет их от типичных для американского сервиса обвинений и риске запрета.

Хотелось бы подробнее остановиться на GetTaxi. Стартап был основан в 2010 году Шахаром Вайсером, который родился в Москве, а вырос в Израиле. В России сервис появился через два года и быстро стал набирать обороты. На сегодняшний день он доступен в 32 городах в 5 странах, став вторым в мире сервисом такси по размеру выручки после Uber. По данным компании, в 2015 году глобальная выручка составит $500 млн, к тому же сервис уже является прибыльным в большинстве городов, а ежегодный прирост показателей составляет 300%. С момента основания объем инвестиций в стартап едва превысил $200 млн, оценочная стоимость не раскрывается, однако, по нашим подсчетам, она достигает $2 млрд, что делает GetTaxi весьма интересным объектом для венчурных инвестиций на фоне глобального всплеска популярности аналогичных сервисов.

Однако GetTaxi нужны не просто инвестиции, а скорее smart money или стратегическое партнерство и поддержка крупного игрока, как например это было у Uber и Baidu, когда китайский поисковик вложил $600 млн для выхода американского стартапа в Китай. В качестве альтернативы мировой экспансии GetTaxi и Яндекс.Такси могут выбрать развитие в городах-миллионниках России и СНГ, а также в других развивающихся странах, где рынки пока не захвачены местными или глобальными игроками.

Пузырь?

На вопрос, пузырь ли Uber или действительно инновационная компания, которая изменит мир и при оценке которой можно закрыть глаза на отсутствие прибыли, ответить однозначно нельзя. С одной стороны, сервис и вправду совершил революцию на мировом рынке такси, активно развивается и тратит миллионы долларов на совершенствование своих услуг и выход на новые рынки. Результат – кратный ежегодный рост количества пользователей и выручки. Такие темпы роста не могут не привлекать инвесторов, особенно в эпоху близких к нулю процентных ставок и чрезмерного объема свободной ликвидности.

С другой стороны, ситуация начинает напоминать эпоху пузыря доткомов, когда инвесторы смотрели лишь на будущий потенциал компаний без опасений, что стартапы так и не научатся зарабатывать деньги. Однако сегодня пузырь надувается не на бирже, а на венчурном рынке, куда имеют доступ только крупные игроки: они не будут поддаваться панике при первой же проблеме. Возможно, именно поэтому в последнее время появилось так много стартапов, оценка которых превышает миллиарды долларов, и которые не торопятся на IPO – рынок реагирует слишком бурно на локальные проблемы и несбывшиеся ожидания.

Uber еще предстоит значительная работа по урегулированию разногласий с властями стран, где он попал под запрет или ограничения, а также потребуется сформировать обновленную бизнес-модель, которая позволит выйти на прибыль на горизонте в 3-4 года. Тогда, глядишь, сервис такси затмит своей историей успеха легендарное детище Цукерберга. 





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи