Американские кинематографисты сняли фильм про первый пузырь на рынке. Кинокартина «Тюльпанная лихорадка» рассказывает о том, как люди зарабатывали и теряли состояния на первом в истории переоцененном активе.
Рынками правят математика и настроения. Математика – это суровая реальность, соотношение спроса и предложения. Настроения предполагают вмешательство человеческого фактора. Этот второй показатель заставляет людей совершать нерациональные поступки, следовать стадному инстинкту, подвергаться приступам чрезмерного пессимизма и оптимизма. Рынки могут двигаться под влиянием только этих массовых настроений, хотя в конце концов математика побеждает.
Однако самые захватывающие моменты наступают, когда происходит массовый разрыв между настроениями и математикой. Тогда цены теряют связь с реальностью и образуются пузыри. Про первый самый яркий пузырь на рынке рассказывает фильм «Тюльпанная лихорадка» режиссера Джастина Чадвика. События разворачиваются в Амстердаме 17 века. Фильм снят по мотивам одноименного романа Деборы Моггач (Tulip Fever 1999 года) и рассказывает историю богатого голландца Корнелиса Сандвоорта и его красивой, скучающей молодой жены Софии. Она влюбляется в Яна, художника, нанятого, чтобы написать портрет пары.
Впрочем, в фильме преобладает не любовная, а финансовая линия. Пара, чтобы заработать деньги на последующий побег, превращается в настоящих спекулянтов. Они инвестируют в луковицы тюльпана и сначала богатеют, а после теряют свое состояние. Красной нитью проходит тема цены на товар. Даже во время романтической беседы художник объясняет, что ярко-синий цвет был назван «ультрамарином», потому что его пришлось импортировать с большим трудом из-за моря. Ценность товара может исходить не только от его полезности, но и от сложности доставки.
История тюльпаномании началась в 16 веке, когда австрийский посланник привез из Турции несколько луковиц этого необычного цветка. В начале 17 века тюльпан превратился в символ преуспевания, им заинтересовались королевские дворы. В 20-е годы 17 века луковица редкого сорта Semper Augustus стоила тысячу флоринов, а еще через 15 лет в 4 раза больше. За свинью тогда же давали 30 флоринов.
Показательно, что на бирже во время тюльпановой лихорадки стали играть не только богачи, но и простые люди. Из-за эпидемии холеры, разразившейся в 30-е годы в Голландии, население страны сократилось, а зарплаты выросли. Простые голландцы смогли себе позволить больше и решили поучаствовать в финансовых операциях богатых.
Торговля луковицами шла полным ходом на биржах Амстердама, Роттердама, Харлема и Лейдена.
Луковица превратилась не просто в цветок, а в ценный актив. Одну луковицу давали в качестве приданого невесте, три стоили столько же, сколько хороший дом. Луковицы продавались не только за наличные, но и авансом под залог имущества. Все разговоры в Голландии крутились вокруг этого предмета. Они дорожали на глазах и за два года выросли в цене в 25 раз. Цены росли на слухах о том, что вскоре этим товаром начнут интересоваться все больше и больше людей.
В фильме подробно показан процесс торговли и обмена луковиц. Торговцы встречаются в таверне, наполненной пьяницами и проститутками, однако сами драгоценные луковицы они оставляют на хранение в аббатстве.
Тюльпаномания привела к тому, что голландцы закладывали последнее, чтобы купить луковицы и перепродать по более высокой цене. Однако в 1637 году вдруг стало ясно, что перепродавать луковицы больше некому. Почти моментально цены на тюльпаны рухнули в 100 раз. Вчерашние богачи стали нищими, страна столкнулась с серьезным финансовым кризисом. Автор рецензии охарактеризовал фильм как одну из немногих картин, которая дает возможность постичь природу денег.Подписывайтесь на Financial One в соцсетях:
Facebook || Вконтакте || Twitter || Youtube