Экспертиза / Financial One

Цена нефти Brent превысила $70. Что дальше?

Цена нефти Brent превысила $70. Что дальше? Фото: facebook.com
6726

Одним из ключевых аспектов нынешней ситуации на финансовых рынках является продолжающийся рост цен на сырьевые товары, включая промышленные металлы, продовольствие и энергоносители. 

Цена нефти Brent превысила $70 за баррель, что в краткосрочной перспективе неизбежно окажет повышательное давление на инфляцию в целом. Однако даже с поправкой на нефть инфляционное давление продолжает расти, что отчасти отражает негативные последствия нарушений в работе логистических цепочек, а отчасти является следствием реализации отложенного спроса в связи со смягчением во многих странах карантинных ограничений.

В этой ситуации одна из ключевых и, вероятно, самых сложных задач для финансово-экономических властей заключается в том, чтобы убедить инвесторов, что повышенное инфляционное давление, с которым мировая экономика столкнется в ближайшие месяцы, является временным явлением и, по сути, представляет собой лишь реакцию на выход экономики из вызванной пандемией рецессии. 

Споры по поводу более долгосрочной траектории инфляции продолжаются, и отражением отсутствия ясности в этом отношении является стабильный уровень доходности 10-летних UST. В то же время ставки Libor держатся на низких уровнях, что объясняется значительным избытком ликвидности на денежном рынке США. 

Таким образом, Федрезерв оказался в необычной ситуации, когда он вынужден одновременно проводить количественное ужесточение, стерилизуя ликвидность в ближнем конце кривой, и количественное смягчение, продолжая закачивать по $120 млрд в месяц в долгосрочный сегмент рынка. Фактически это не что иное как контроль кривой доходности.

Тезис о временном характере инфляции содержится и в опубликованных вчера обновленных прогнозах ОЭСР. Авторы доклада указывают на сохранение избыточной безработицы в США и значительный объем незадействованных мощностей во всей мировой экономике. Белый дом на днях обнародовал бюджетные проектировки на 2022-й фискальный год и ближайшее десятилетие.

По оценкам администрации, к концу 2031-го фискального года федеральный долг США вырастет до 117% ВВП, а дефицит бюджета в следующие десять лет составит $14,5 трлн (5,1% ВВП). В последнем отчете ФРБ Сан-Франциско отмечается, что меры фискальной поддержки экономики за период с начала пандемии достигли беспрецедентных размеров. 11 марта 2021 года вступил в силу пакет мер поддержки домохозяйств и бизнеса на общую сумму $1,9 трлн (American Rescue Plan). До этого, в марте 2020 г., был принят пакет мер CARES объемом $2,2 трлн, а в декабре прошлого года была запущена программа стимулирования экономики на $900 млрд.

Главный вопрос состоит в том, может ли такой объем фискального стимулирования вызвать инфляционное давление, которое будет сложно сдержать. Многое будет зависеть от отношения инвесторов к идее финансирования Федрезервом бюджетного дефицита, источником которого являются все возрастающие расходы правительства. Количественное смягчение в предыдущей его версии не оказывало влияния на инфляцию, поскольку представляло собой простой обмен активами (в результате просто менялась структура государственных обязательств, которыми владело население, поскольку регулятор покупал процентные ценные бумаги и заменял их беспроцентной денежной базой).

Однако наибольший интерес в докладе ОЭСР представляет резкое – до 5,8% – повышение оценки роста глобального ВВП в этом году, тогда как еще в декабре прошлого года организация прогнозировала 4,2%. Перспективы роста экономики неоднородны, поскольку многое зависит от темпов вакцинации и снятия связанных с пандемией ограничений, что в конечном итоге должно привести к росту спроса в экономике. По мнению ОЭСР, большинству европейских стран для полного восстановления может потребоваться три года.

Рост экономики Китая в этом году, по оценкам ОЭСР, составит 8,5%, а ВВП США вырастет на 6,9%. Отдельного упоминания заслуживает Великобритания, где после резкого замедления роста в 2020 году прогнозируется отскок до 7,2% в этом году и рост на 5,5% – в следующем. Ключевой момент в том, что по темпам экономического роста Великобритания опережает страны еврозоны, власти которых только на прошлой неделе смогли окончательно договориться о параметрах Фонда восстановления ЕС. Пресловутый тезис об «очевидных» негативных последствиях Брекзита для британской экономики до сих пор не нашел подтверждения, и вполне вероятно, что фактическое положение дел его полностью опровергнет.

Тем временем Народный банк Китая в ответ на укрепление юаня впервые с 2007 года ужесточил требования к банковским резервам, повысив соответствующий норматив с 5% до 7%. Как следствие, для банков становится дороже держать активы в долларах и других зарубежных валютах. После периода укрепления китайской валюты логично ожидать ее некоторой коррекции, которая, возможно, приведет к укреплению других азиатских валют и стабилизации доллара, на протяжении последнего года остающегося в нисходящем тренде. 

В условиях масштабной фискальной экспансии и сокращения чистой инвестиционной позиции США в процентном отношении к ВВП стабилизация доллара может выглядеть странной. При всех спекуляциях по поводу планов ФРС в ближайшее время начать сворачивать программу покупки активов по-прежнему трудно сказать, приведет ли это к устойчивому восстановлению доллара. Перспектива экономических индикаторов США на ближайшие месяцы выглядит однозначно позитивной, однако индикаторы платежного баланса страны явно указывают в противоположную сторону.

Топ-3 акций с потенциалом роста как минимум на 100%

Каждый инвестор хочет получить высокую прибыль – это аксиома. Именно поэтому люди и начинают работать на фондовом рынке.

Но рынки по своей природе рискованны, и поиск правильного сочетания риска и вознаграждения выглядит больше как искусство, а не наука. Однако никто не запрещает вам воспользоваться наукой, чтобы свести риск к минимуму.

Продолжение





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи