В последнее время нефть и рубль существенно сдали свои позиции. Насколько эта ситуация опасна для экономики России, или она не так серьезна, как это может показаться на первый взгляд?
Действительно колебания на рынке нефти усилились в последнее время. Сейчас нефть находится в районе $40 за баррель. Это примерно уровни июня. Мы еще далеки от тех минимальных значений, которые были на рынке в апреле – начале мая. Хочу напомнить, что даже в тех условиях была обеспечена финансовая стабильность, и перенос этого внешнего шока в инфляцию оказался весьма сдержанным.
С точки зрения колебаний курса, курс у нас плавающий, он продолжает колебаться в том диапазоне, который мы наблюдали в течение последних 6 месяцев. В целом, кумулятивное ослабление рубля за последние 12 месяцев не сильно отличается, даже, наверное, несколько меньше того, что мы наблюдали в 2018 году. Поэтому особенных последствий от этого для экономики и для финансовой системы мы не видим. Хотя, безусловно, мы принимаем во внимание динамику курса, поскольку есть определенный перенос динамики курса в краткосрочную инфляцию.
Какие проблемы есть у евро, и почему доллар может оказаться привлекательнее для покупок
Еще в конце августа казалось, что худшие времена для рубля позади, он сумел существенно восстановиться от многомесячных минимумов. По итогам месяца российская валюта даже сумела укрепиться к доллару, тем самым не оправдав репутацию августа как одного из самых худших месяцев для национальной валюты.
Однако уже в начале сентября снижение возобновилось, и на этой неделе рубль переписал четырехмесячный минимум к доллару, который сегодня достиг отметки 76,6 рублей за доллар. Евро впервые с февраля 2016 года превысил уровень 90 рублей, обновляя более долгосрочные вершины из-за того, что на внешнем рынке европейская валюта с начала лета существенно подорожала.