Решение Банка России о сохранении ключевой ставки на уровне 7,75% оказалось абсолютно ожидаемым и совпало с единогласным консенсус-прогнозом всех аналитиков.
ЦБ решил занять выжидательную позицию и увидеть более четкие признаки замедления инфляции. Кроме того, наблюдаемая в последнее время волатильность валют развивающихся стран (Аргентина, Турция) также лишь подтверждает правильность осторожного подхода Банка России.
На наш взгляд, действия регулятора не должны вызвать какой-то сильной реакции российского рубля. Влияние – нейтральное.
Ключевым ориентиром, за которым следит ЦБ при принятии решении о ставке, является инфляция и инфляционные ожидания. Статистика с начала 2019 года говорит о том, что инфляционные тренды идут с отставанием от тех ожиданий, которые закладывались в декабре-январе.
Читайте: Не изменит ли ЦБ ставку в пятницу
То есть рост цен оказывается менее значительным, что в свою очередь заставляет ЦБ пересматривать прогноз по времени перехода к снижению ключевой ставки. Ранее говорилось про 2020 год. Затем регулятор указывал на возможность снижения в конце 2019 года. Сейчас же мы можем рассчитывать на смягчение ДКП уже в рамках летних заседаний.
Важным свойством решений ЦБ является их предсказуемость. Банк России в этом плане довольно подробно освещает свой взгляд на рыночную ситуацию и оценку разного рода рисков. Прозрачность действий способствует снижению волатильности и неопределенности по поводу политики регулятора.
Понятность будущих трендов на рынке помогает принимать более взвешенные инвестиционные решения. В частности, сейчас есть устойчивые ожидания снижения рублевых ставок. Это в свою очередь положительно на длинной дистанции для долговых бумаг (облигаций) и акций российских компаний, особенно тех, кто платит высокие дивиденды.
Релиз Банка России про ключевую ставку
Совет директоров Банка России 26 апреля 2019 года принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 7,75% годовых. В марте годовая инфляция прошла локальный пик и в апреле начала замедляться. При этом текущие темпы прироста потребительских цен складываются несколько ниже прогноза Банка России. В апреле инфляционные ожидания населения незначительно выросли после их заметного уменьшения в марте. Ценовые ожидания предприятий продолжили снижаться, но остаются на повышенном уровне. Краткосрочные проинфляционные риски снизились. Решения Банка России о повышении ключевой ставки в сентябре и декабре 2018 года были достаточными для ограничения эффектов разовых проинфляционных факторов. По прогнозу Банка России, годовая инфляция вернется к 4% в первой половине 2020 года.
Банк России будет принимать решения по ключевой ставке с учетом динамики инфляции и экономики относительно прогноза, а также оценивая риски со стороны внешних условий и реакции на них финансовых рынков. При развитии ситуации в соответствии с базовым прогнозом Банк России допускает возможность снижения ключевой ставки в II–III кварталах 2019 года.
Динамика инфляции. Годовая инфляция в марте прошла локальный пик. Годовой темп прироста потребительских цен в марте увеличился до 5,3% (с 5,2% в феврале 2019 года). В апреле годовая инфляция начала замедляться и, по оценке на 22 апреля, снизилась до 5,1%. При этом текущие темпы прироста потребительских цен складываются несколько ниже прогноза Банка России. Перенос повышения НДС в цены в основном завершен.
Упреждающие решения Банка России о повышении ключевой ставки в сентябре и декабре 2018 года способствовали возврату месячных темпов прироста потребительских цен к уровням вблизи 4% в годовом выражении. Сдерживающее влияние на инфляцию оказывает динамика потребительского спроса. Кроме того, вклад в замедление роста потребительских цен также внесли временные дезинфляционные факторы, включая укрепление рубля с начала текущего года, снижение цен на основные виды моторного топлива и отдельные продовольственные товары в марте—апреле по отношению к февралю.
В апреле инфляционные ожидания населения незначительно выросли после их заметного снижения в марте. Ценовые ожидания предприятий продолжили снижаться, но остаются на повышенном уровне.
По прогнозу Банка России, годовая инфляция вернется к 4% в первой половине 2020 года.
Денежно-кредитные условия. С момента предыдущего заседания Совета директоров Банка России денежно-кредитные условия существенно не изменились. Доходности ОФЗ и депозитно-кредитные ставки оставались вблизи уровней конца марта. При этом произошедшее с начала текущего года снижение доходностей ОФЗ создает условия для снижения депозитно-кредитных ставок в будущем.
Экономическая активность. Пересмотр Росстатом данных по динамике ВВП в 2014–2018 годах не меняет взгляд Банка России на текущее состояние экономики — она находится вблизи потенциала. Динамика потребительского спроса и ситуация на рынке труда не создают избыточного инфляционного давления. В I квартале годовой темп роста промышленного производства был умеренным и несколько ниже показателя IV квартала прошлого года. Инвестиционная активность остается сдержанной. Годовой темп роста оборота розничной торговли в I квартале снизился на фоне повышения НДС и замедления роста заработных плат.
Банк России ожидает рост ВВП на
Инфляционные риски. Краткосрочные проинфляционные риски снизились. В части внутренних условий риски вторичных эффектов повышения НДС оцениваются как незначительные, уменьшились риски ускоренного роста цен на отдельные продовольственные товары.
При этом значимыми рисками остаются повышенные и незаякоренные инфляционные ожидания, а также внешние факторы. В частности, сохраняются риски замедления роста мировой экономики. Геополитические факторы могут привести к усилению волатильности на мировых товарных и финансовых рынках и оказать влияние на курсовые и инфляционные ожидания. Факторы со стороны предложения на рынке нефти могут усиливать волатильность мировых цен на нефть. Вместе с тем произошедший в I квартале пересмотр траекторий процентных ставок ФРС США и центральных банков других стран с развитыми рынками ограничивает риски устойчивого оттока капитала из стран с формирующимися рынками.
Оценка Банком России рисков, связанных с динамикой заработных плат, возможными изменениями в потребительском поведении и бюджетными расходами, существенно не изменилась. Эти риски остаются умеренными.
Банк России будет принимать решения по ключевой ставке с учетом динамики инфляции и экономики относительно прогноза, а также оценивая риски со стороны внешних условий и реакции на них финансовых рынков. При развитии ситуации в соответствии с базовым прогнозом Банк России допускает возможность снижения ключевой ставки в II–III кварталах 2019 года.
Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 14 июня 2019 года. Время публикации пресс-релиза о решении Совета директоров Банка России и среднесрочного прогноза – 13:30 по московскому времени.