О перспективах использования тория, технологических барьерах и причинах, по которым он так и не стал основой ядерной энергетики, рассказал эксперт в области энергетики Борис Марцинкевич на канале «Борис Марцинкевич».
Одной из главных причин интереса Китая к торию является ограниченность собственных запасов урана, отметил Борис Марцинкевич. Страна вынуждена полагаться на импорт, что создает риски для энергетической безопасности.
По словам эксперта, Китай активно ищет урановые месторождения по всему миру: в Казахстане, Узбекистане и Африке. Однако добыча урана не всегда успешна, поэтому внимание переключается на торий, который можно извлекать из редкоземельных металлов, крупнейшие залежи которых находятся на китайской территории. «Китайцы действуют прагматично: если нельзя обеспечить себя ураном, нужно искать другие пути», – отметил Марцинкевич.
Почему уран победил
Несмотря на кажущиеся преимущества, торий так и не стал основой ядерной энергетики. Как пояснил эксперт, основной изотоп тория – торий-232 – не способен поддерживать цепную реакцию деления без внешнего воздействия. Чтобы запустить такую реакцию, требуется облучение свободными нейтронами с точно заданной энергией, что позволяет превратить торий-232 в уран-233.
При этом процесс крайне сложен и требует специальных реакторов на тяжелой воде, что делает его экономически нецелесообразным.
«Энергия, затрачиваемая на создание урана-233, превышает количество энергии, которое можно получить в результате его деления», – подчеркнул Марцинкевич.
Технология переработки ториевой руды в металлический торий была разработана еще в 1946 году в Подольске советскими специалистами. Однако создание промышленного реактора для производства урана-233 из тория потребовало бы значительных вложений, которые не оправдали бы себя с точки зрения экономической выгоды. К тому времени, когда подобные технологии могли быть реализованы, проблема дефицита урана уже была решена благодаря открытию новых месторождений, в том числе в Германии и Чехии. «Пока технологии дозрели, урана стало достаточно – вот и вся история», – заметил эксперт.
Торий сегодня: возрождение или повторение прошлого
В современности ториевую энергетику вновь обсуждают в контексте реакторов четвертого поколения, таких как жидкосолевые реакторы. В этих установках топливо и теплоноситель представляют собой расплав солей, что теоретически позволяет эффективнее получать уран-233. Однако, как подчеркнул Марцинкевич, даже в таких реакторах ключевым элементом остается уран, без которого запуск цепной реакции невозможен. По его словам, разговоры о революции в энергетике с помощью тория зачастую являются либо непониманием физических процессов, либо намеренным созданием сенсации.
«Торий – это красивая идея, но не панацея», – заключил он.
Таким образом, несмотря на усилия Китая и Индии, ториевая энергетика остается скорее теоретической концепцией, нежели реальной альтернативой урану.
Сергей Пирогов про акции «Яндекса», ВТБ и «Системы»
Про спекулятивные настроения инвесторов, влияние банков на рынок и перспективы отдельных компаний рассказал управляющий УК «Герои» Сергей Пирогов на канале «БКС live».В январе наблюдался приток средств со стороны частных инвесторов и банков, однако вскоре начались активные продажи, вызванные стремлением зафиксировать прибыль на фоне роста ставок по фондам, отметил Сергей Пирогов.