Экспертиза / Financial One

Тимур Турлов: «У компаний нет шансов не участвовать в тренде на создание экосистем»

Тимур Турлов: «У компаний нет шансов не участвовать в тренде на создание экосистем»
7731

Вопросы финансовой устойчивости, защиты конкуренции и сохранности персональных данных потребителей в контексте изменений в регулировании и развития экосистем обсудили спикеры в рамках ежегодного форума FinWin 2021.

Цифровые платформы начали развиваться не так давно, но данная тенденция уже успела привлечь внимание многих. За довольно небольшой промежуток времени экосистемы и маркетплейсы успели развиться до уровня, при котором Банк России озаботился их регулированием, а банки и финтех компании начали искать ответ на вопрос о том, как подстраиваться под новые требования.

В июне текущего года регулятор вынес на обсуждение с участниками рынка доклад, в котором в качестве оптимального предлагался гибкий подход к регулированию экосистемных банков. Данный подход был выбран с целью позволить кредитным организациям и их клиентам извлекать пользу из развития экосистем и одновременно ограничивать риски для кредиторов и вкладчиков, поскольку в избыточной концентрации такие инвестиции должны быть обеспечены капиталом банков.

Банки все более активно выстраивают экосистемы вокруг своего основного бизнеса, включая в портфель своих продуктов и нефинансовые услуги, что несет в себе различного рода риски.

«Банки выступают на поляне, на которой они исторически не выступали. У них может не быть достаточного опыта, чтобы заниматься новыми проектами. Кроме того, стартапы всегда рискованны – не все из них по определению будут успешными, – прокомментировал ситуацию Александр Данилов, директор департамента банковского регулирования и аналитики ЦБ. – Соответственно, те, которые не будут успешными, принесут убытки, и их придется закрыть. Либо банки будут вынуждены их поддерживать, что негативно скажется на остальной деятельности. Поэтому такие риски очевидно нужно контролировать».

Любая диверсификация бизнеса всегда увеличивает риски. В глобальном масштабе мы все чаще видим тенденции, когда не просто финансовые линии интегрируются между собой – к примеру, страхование и инвестиции – а вместе с ними начинают интегрироваться еще и зачастую совершенно нефинансовые истории, отметил Тимур Турлов, основатель инвестиционной компании «Фридом финанс». Проблема заключается в том, что у компаний почти нет шансов не участвовать в тренде на создание экосистем.

«Крупные розничные банки, которые включаются в эту игру, начинают получать концептуальные преимущества над теми, кто в эту игру не включается. Поэтому им приходится все чаще задумываться о каких-то вещах, которые они раньше считали непрофильными», – добавил эксперт.

Как показала практика, банки выступают отличным ядром для формирования экосистемы – крупные игроки прекрасно понимают, что предложить своим клиентам. Безусловно, в сложившейся тенденции есть риски, причем они растут крайне нелинейно, считает Турлов. Тем не менее если банк решит отказаться от этих рисков, он проиграет в конкуренции.

«Я бы хотел, чтобы реакция Банка России была не мягче, а жестче. Если посмотреть на отношение регуляторов других стран к экосистемам, то это всегда реакция на поведение игроков, а не упреждающее регулирование. Рынок развивается гораздо быстрее, чем понимание, что это такое», – поделился своим мнением Сергей Беляков, управляющий директор Ozon.

Выстраивание экосистем вокруг банковского продукта – это уникальная ситуация, характерная для российской экономики. Если же говорить о рисках, то важно учитывать, что у крупных игроков есть огромные финансы, поэтому зачастую они не обращают внимание на потенциальные проблемы, связанные с провалом того или иного стартапа, добавил эксперт.

Топ-3 компаний, которые могут выиграть за счет развития метавселенной

За последние годы технологии, используемые для создания виртуальной реальности (VR), значительно улучшились.

Гарнитуры VR теперь доступны не только для хардкорных геймеров. Технология обеспечивает работу реальных приложений, таких как виртуальные проходы по зданиям или совместная работа с коллегами в виртуальной переговорной комнате. Компания Facebook четко заявила о создании метавселенной, изменив свое название на Meta Platforms (FB), но это не единственный способ сыграть на развитии данной тенденции в качестве инвестора.

Продолжение





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи