Цена акций производителя электрокаров Tesla пребывает на максимуме – впрочем, как и его нужда в «наличных». Амбиции компании, сжигающие поток выручки, вкупе с переоцененностью ее бумаг представляют собой рисковую комбинацию для инвесторов, пишет The Wall Street Journal.
Недавно стало известно, что компания Элона Маска сумела привлечь кредитную линию на сумму до $750 млн от нескольких крупных банков для реализации своей корпоративной стратегии. В качестве обеспечения большей части кредита послужили акции Tesla. О привлечении средств стало известно через три дня после заявления об отставке финансового директора компании Диипака Ахуджи.
Кто бы ни оказался наследником Ахуджи, именно ему предстоит использовать предоставленный кредит. Автопроизводство – дело капиталоемкое, особенно когда речь идет о разработке новой модели автомобиля. К тому же, что-что, а тратить деньги Tesla умеет. С момента выхода на IPO капитальные издержки компании опередили операционный поток выручки, скорректированный на собственные оборотные средства, на кумулятивную величину $2,7 млрд (согласно данным платформы FactSet).
Траты Tesla растут так же быстро, как и ее амбиции. Руководитель компании Элон Маск намерен продать около 55 тысяч электрокаров до конца текущего года и почти в десять раз больше – в 2020 году. По плану, поставки нового кроссовера Model X начнутся в конце третьего квартала. Помимо электрокаров, Tesla работает и над другими проектами – в частности, над выпуском энергосберегающих батарей для домашних и промышленных нужд. Очевидно, что для достижения этих стратегических целей Tesla потребуется много наличных денег.
Первый квартал 2015 года компания завершила с $1,5 млрд наличных средств на бухгалтерском балансе. Для сравнения: еще в сентябре 2014 года сумма составляла $2,3 млрд. За последний квартал отток денежных средств составил $558 млн – это крупнейшая потеря наличности в истории компании. Тем не менее, в мае Tesla заявила, что четвертый квартал 2015 года – первый квартал, на протяжении которого будет продаваться Model X – завершится с притоком на балансе.
То, насколько гладко пройдет запуск новой модели электрокара, существенно повлияет на скорость, с которой Tesla сжигает кэш. По оценке Morgan Stanley, успешный запуск обернется оттоком чистых средств в объеме около $1 млрд за последние три квартала 2015 года. Если же Model X окажется менее востребованной, чем ожидает руководство Tesla, потеря наличности может перевалить за $1,5 млрд. По самому мрачному сценарию, Tesla завершит 2015 год с менее чем $1 млрд доступной ликвидности, хотя в следующем году она, судя по всему, вновь израсходует больше, чем заработает.
Вот почему невероятная цена акций Tesla делает перспективу их продажи такой заманчивой для компании. Предположим, Tesla должна выпустить акции с огромной скидкой – до 25% к текущей рыночной цене, то есть по $200 за штуку. Это обеспечит ей $750 млн валовой выручки, в то время как на рынок поступит всего 3,75 млн новых акций, или 3% разводненных акций, бывших в обращении на конец марта. Все это, безусловно, говорит о переоцененности акций производителя электрокаров.
Так почему бы детищу Элона Маска не сорвать куш на рыночном энтузиазме, и не профинансировать свои амбиции за счет выпуска новых бумаг? Вряд ли столь благоприятные обстоятельства продлятся вечно. Хотя пока, судя по всему, компании не о чем беспокоиться: инвесторы готовы платить и переплачивать.