ЦБ снизил ставку сразу на 1%, что оказалось сильнее большинства прогнозов. Главный фактор в пользу такого шага - это все более устойчивое замедление инфляции. В годовом выражении она опустилась ниже 10%. Все основные компоненты инфляции (базовый рост цен, сезонные поправки) говорят о том, что пик роста цен пройден еще в начале весны.
При этом, ЦБ не отменяет цели доведения инфляции до таргета в 4% в 2026 год, что все еще выглядит амбициозной задачей.
Помимо замедления инфляции, в пользу снижения ставки сыграло охлаждение экономики (падение темпов роста ВВП, чем ожидалось ранее), более слабый, чем прогнозировал ЦБ, рост денежной массы, устойчиво крепкий рубль и падение темпов кредитования. Вот многом это связано с долгим удержанием высокой ставки, которая подавила кредитную активность и потребительский спрос.
ЦБ по-прежнему фокусируется на том, что инфляционные ожидания остаются выше средних
Бизнес и население закладывает в своих прогнозах двузначный рост цен. И хотя это привычная картина для опросов, но ЦБ хочет увидеть устойчивое движение ожидаемой инфляции вниз. Это говорит о том, что на следующем заседании в июле может быть взята очередная пауза, а ставка сохранится на текущем уровне.
Рынок труда также остается важным фактором наблюдения для ЦБ, но он дает смешанные сигналы. Безработица на исторически минимальном уровне (чуть выше 2%), и это говорит не только о дефиците кадров (что играет в пользу роста зарплат и инфляции), но также и о перегреве экономики, несмотря на слабые темпы роста (около 1%).
В целом, ЦБ остается осторожным и не хочет нарушить сложившийся на рынке баланс, но все же решился сделать первый шаг к мягкому циклу. Если макроэкономические индикаторы позволят это сделать, то снижение ставки на ближайших заседаниях продолжится, но, по всей видимости, будет более медленным, например, с шагом 0,25-0,5%.
Мы ожидаем, что, в среднем по году ключевая ставка составит 19,5%. Учитывая, что в первой половине года она держалась на отметке 21%, во второй половине года мы увидим ставку около 18%. К декабрю она может быть доведена до 17%, но влияние на рынок это окажет уже в 2026 году.
Николай Вавилов про долларовую осаду, девальвацию юаня и переустройство мира
Экономические и геополитические вызовы, с которыми сталкиваются сегодня Китай, США и другие державы, оказались в центре внимания в аналитическом выступлении Николая Вавилова – востоковеда и экономиста. В интервью на канале «Деньги не спят» эксперт обсудил будущее мировой финансовой системы, девальвацию юаня как инструмент антикризисной политики и новую глобальную конфигурацию сил, где Китай становится все более самостоятельным игроком.
Эксперт отметил, что США все чаще прибегают к инструментам экономической изоляции, заменяя реформы жесткими торговыми мерами. Введение 50-процентных пошлин на продукцию из Евросоюза Вавилов расценил как симптом структурного кризиса американской экономики. По его мнению, в условиях бюджетного дефицита в $1,5-2 трлн и необходимости рефинансирования долгов на сумму до $6 трлн, США используют пошлины как форму скрытого налогообложения.