Экспертиза / Financial One

Сможет ли Трамп оказать влияние на политику ФРС

4812

На заседании 6-7 ноября ФРС второй раз подряд снизила процентную ставку, но уже не на 50 б.п., как в сентябре, а на стандартные 25 б.п., до 4,5-4,75%.  Решение было единогласным и полностью ожидаемо рынком, однако основные вопросы относились к возможному влиянию победы Д.Трампа на только что прошедших президентских выборах на экономическую политику и решения ФРС. 

На рынке в последнее время появились ожидания, что такие элементы экономической программы Трампа, как снижение налогов, повышение импортных тарифов и массовая депортация нелегальных иммигрантов могут затруднить снижение инфляции к цели ФРС (2%) и, соответственно, ограничить возможности ФРС по продолжению снижения ставки.

Это отразилось в котировках фьючерсов на ставку ФРС. Кроме того, с учетом довольно жесткой критики Трампом политики ФРС под руководством Пауэлла в его первый президентский срок, были вопросы, сохранит ли Пауэлл свой пост до истечения полномочий в мае 2026 года.

В релизе ФРС, мало изменившемся с прошлого заседания, более четко указывается на ослабление условий на рынке труда и более осторожно говорится о прогрессе в снижении инфляции. Как отмечает ФРС, последние показатели свидетельствуют о том, что экономическая активность продолжает расти уверенными темпами. С начала года условия на рынке труда в целом ослабли, а уровень безработицы вырос, но остается низким. Инфляция приблизилась к целевому показателю Комитета в 2%, но остается несколько повышенной.

Риски достижения целей в плане занятости и инфляции в целом сбалансированы. Экономические перспективы неопределенны, и FOMC внимательно относится к рискам обеих сторон своего двойного мандата (обеспечение ценовой стабильности и максимальной занятости). В сентябрьской версии релиза о замедлении инфляции говорилось о том, что у Комитета возросла уверенность в «устойчивом движении инфляции к 2%».

Пауэлл полагает, что  дальнейшая рекалибровка ДКП, все еще остающейся рестриктивной, поможет сохранить силу экономики и рынка труда и продолжит способствовать дальнейшему прогрессу в снижении инфляции по мере того, как монетарная политика будет двигаться к более нейтральной позиции. По его мнению, экономика продолжает расти устойчивыми темпами (рост ВВП в III квартале оценивается в 2,8%), и в целом экономические показатели, вышедшие после сентябрьского заседания, оказались сильнее ожиданий.

Широкий набор показателей свидетельствует о том, что условия на рынке труда сейчас стали менее напряженными, чем непосредственно перед пандемией в 2019 году, однако в целом рынок труда остается в хорошей форме, не является источником значительного инфляционного давления, и ФРС не хочет его дальнейшего ослабления. Напомним, данные о приросте рабочих мест за октябрь (всего 12 тысяч) были очень слабыми, но Пауэлл косвенно указал на временный эффект забастовок и ураганов. Что касается инфляции, то, по словам главы ФРС, изменение формулировки не означает, что инфляция стала более устойчивой, хотя последний отчет по инфляции оказался несколько выше ожиданий, а базовая инфляция (Core PCE) уже 3 месяца держится на повышенном относительно цели уровне 2,7%.

Оценивая причины роста доходностей долгосрочных гособлигаций в последнее время, Пауэлл предположил, что в его основе, возможно, не повышение инфляционных ожиданий, а ожидания более высоких темпов роста экономики.

Пауэлл отказался не только оценивать будущую траекторию процентной ставки (актуален ли еще сентябрьский медианный прогноз ФРС, предполагающий 4 снижения ставки в 2025 г.), но и не стал давать направленный сигнал относительно декабрьского заседания. Он сказал, что не исключает как продолжения снижения ставки в декабре, так и паузы, в зависимости от экономических данных. В целом  нет никакого заранее обозначенного курса, решения будут приниматься от заседания к заседанию с учетом баланса рисков. 

Если экономика останется прочной, а инфляция устойчивой, ФРС сможет смягчать ограничения политики медленнее. Если рынок труда неожиданно ослабнет или инфляция снизится быстрее, чем ожидалось, ФРС будет снижать ставку более быстрыми темпами. На вопрос, исключает ли он повышение ставки в будущем году, он ответил «я бы не исключал ничего в такой отдаленной перспективе, но это определенно не наш план». На вопрос о планах действий ФРС в сценарии стагфляции он парировал, что план ФРС состоит в том, чтобы не было стагфляции. На предстоящем декабрьском заседании (17-18 декабря) ФРС обновит макропрогнозы.

По словам Пауэлла,  результаты президентских выборов в США  не отразятся на политике Федрезерва в ближайшей перспективе. Что касается дальнейших последствий, они пока неопределенны – «мы не знаем, каковы будут сроки и суть любых изменений политики. Поэтому мы не знаем, каковы будут последствия для экономики – в частности, будут ли и в какой степени эти изменения иметь значение для достижения наших целей. Наряду с бесчисленным множеством других факторов прогнозы этих экономических последствий будут включены в наши модели экономики и будут приняты во внимание». Пауэлл вновь повторил, что хотя текущий уровень госдолга США не является неприемлемым, но траектория фискальной  политики неустойчива, продолжается очень большой бюджетный дефицит в условиях практически полной занятости, важно найти решение, так как «в конечном итоге это угроза для экономики». Он твердо ответил, что не намерен досрочно покидать свой пост, даже если Трамп попросит его об этом, при этом у Трампа нет полномочий его уволить («not permitted by the law»).

На наш взгляд, риторика ФРС не была «ястребиной», хотя говорит в пользу возросшей неопределенности, которая требует осторожного подхода в дальнейшем снижении ставки. В пользу такой осторожности – сильные экономические показатели США и возросшие инфляционные риски вследствие экономических планов Трампа. Это может соответствовать более высокой траектории ставки ФРС и, возможно, более высокому значению нейтральной ставки. Изменить ситуацию в пользу ускорения снижения ставки может дальнейшее ухудшение ситуации на рынке труда или явное проявление проблем с финансовой стабильностью.

Реакция рынков на решение ФРС и пресс-конференцию Пауэлла оказалась умеренно позитивной, сохраняется повышенная волатильность. Собственно еще до заседания началось коррекционое снижение доходностей UST и доллара с локальных максимумов, достигнутых 6 ноября на новостях о победе Трампа. Доходность UST-10, превысившая днем ранее 4,47%, скорректировалась вниз до 4,33%, а индекс доллара, обновивший 6 ноября максимум с середины года, снизился на 0,5%. На этом фоне фондовые индексы S&P 500 и Nasdaq обновили исторические максимумы. Судя по котировкам фьючерсов на ставку (CME Fedwatch), рынок оценивает в 71% вероятность снижения ставки  на заседании 17-18 декабря на 25 б.п. до 4,25-4,5%, вероятность ее сохранения на текущем уровне оценивается в 29%.

Интересно, что сейчас рынок фьючерсов ожидает как наиболее вероятный сценарий то, что к середине 2025 году ставка будет снижена до 3,75-4% и останется на этом уровне до конца будущего года либо будет снижена до 3,5-3,75%. Это более консервативно, чем сентябрьский прогноз ФРС на конец 2025 года (3,4%) и, тем более, чем ожидания рынка в конце сентября – начале октября на конец будущего года (2,75-3,25%).

Элвис Марламов про ставку ЦБ и перспективные акции

Политику ЦБ и ФРС, будущее ключевой ставки и многое другое обсудили с основателем Alenka Capital Элвисом Марламовым.

Делимся мнением эксперта от первого лица.

Когда Банк России только начал повышать ключевую ставку, многие рассматривали этот шаг как временный. В прогнозах ноября-декабря 2023 года все ждали, что к концу 2024 ставка будет 9-11%. То есть все те факторы, которые привели к росту инфляции или к росту ставок, были уже известны, просто инвесторы и аналитики их игнорировали.

Продолжение





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи