Образовательные проекты Германа Грефа, цифровое образование, искусственный интеллект и многое другое обсудили с экспертом Алексеем Савватеевым.
Делимся мнением Алексея от первого лица.
Я не знаю, зачем Герман Оскарович Греф лезет в образование. Наверное, он империалист. Поэтому, по его мнению, корпорация «Сбер» должна лезть везде. С другой стороны, огромные деньги, которые получает Сбербанк каждый год, можно использовать на доброе дело и вывести всех учителей на 80 тысяч в месяц. Это очень серьезные деньги, которые действительно могли бы помочь стране, если бы Греф их использовал по назначению. Но, на мой взгляд, он этого не делает. Так происходит всегда, когда человек, не понимающий сути некоторых процессов, в них лезет. У Грефа отлично получается управлять банком, но почему он хочет большего, – это вопрос к нему.
Все проекты Германа Грефа вращаются вокруг идеи человеко-ориентированного образования. Суть в том, что ребенка не нужно ничего заставлять делать, он сам найдет свою образовательную траекторию, ему в этом поможет искусственный интеллект. Пусть учит то, что ему нравится, и сдает те экзамены, которые ему хочется. Эта концепция на самом деле не грефовская, он просто ее оседлал. Этой концепции уже лет 100, но никогда и нигде она не приносила никаких плодов, за исключением мест чрезвычайного интеллектуального напряжения. Обычно школьник выбирает просто не учиться.
Кстати, цифровизацию образования тоже нельзя назвать самой лучшей идеей. Действительно хороший вебинар один на один с обратной связью, может быть, частично и заменяет живое общение, хотя тоже не до конца, но практически неосуществим по требуемым затратным моментам. А в вебинаре формата один на тридцать многие будут выключать экраны и ничего не делать.
В процессе обучения очень важен личный контакт. Можно сделать вид, что искусственный интеллект подбирает траекторию, которая поведет ученика, но проблема заключается в том, что некому его вести по этой траектории. То есть мы возвращаемся к самому главному – к мотивации. Если мотивация и может поддерживаться, то только живым учителем (за исключением 1% сверхъмотивированных детей). Как только прекращаются мотивация и принуждение, прекращается всякое обучение.
В разных интервью Герман Греф делится противоположным взглядом на образование. В одних интервью он говорит о том, что учить всех ни в коем случае нельзя, а в других – о том, что каждый ребенок должен быть развит на 360 градусов. Такое впечатление, что он в качестве говорящей головы выражает взгляды то одних, то других. Важно, чтобы Греф определился, чего он хочет от детей. Скажем, идея развития на 360 градусов никак не совместима с идеей профилей, которые сейчас внедряются с самых младших классов.
В своих образовательных проектах Греф часто прибегает к идее так называемых мягких навыков, которые окружает аура пафоса. Но в результате это сводится к тому, что колониальным странам мягкие навыки навязываются вместо обучения. Зачем? Чтобы они ни при каких условиях не могли построить ракету. Это должно быть совершенно очевидно. Навязывание догоняющим странам мягких навыков обрекает их на вечную игру в догонялки. В результате они никогда не смогут бросить кому-либо вызов. Мягкие навыки приведут лишь к тому, что дети не будут учиться.
Еще один чрезвычайно сложный вопрос – вред и польза искусственного интеллекта. ИИ – это просто новая технология, и сама по себе она не вредна. Вопрос заключается в том, как применять ее в образовании. Любые идеи упираются в практическое применение, которое совершенно невозможно. Да, ИИ поможет составить типовые задания, но это максимум. Создание индивидуальных траекторий и проверка домашних работ искусственным интеллектом находятся бесконечно далеко от воплощения в реальность. В ближайшие 20-30 лет на это будет способен только учитель.
Что сделает Савватеев, когда будет министром просвещения
Проблемы современных школ в России обсудили с популяризатором математики Алексеем Савватеевым.
Проблемы образовательного процесса иногда начинаются из-за нехватки дисциплины в учебных заведениях. Савватеев отмечает, что обычно в классе есть несколько учеников, замотивированных получать знания, и несколько «черных комиссаров», создающих миф о том, что «учиться – это не круто». Из-за «черных комиссаров» в классе начинает развиваться атмосфера саботажа учебного процесса.