Экспертиза / Financial One

С какими последствиями столкнется весь мир из-за серьезных задержек в работе портов Китая

С какими последствиями столкнется весь мир из-за серьезных задержек в работе портов Китая Фото: facebook.com
10445

Вспышка коронавируса на юге Китая привела к закрытию портов, имеющих решающее значение для мировой торговли. Из-за этого возникли задержки в перевозках, на ликвидацию которых могут уйти месяцы.

Хаос начался в прошлом месяце, когда власти южной китайской провинции Гуандун, где расположены одни из самых оживленных контейнерных портов мира, отменили авиарейсы, закрыли населенные пункты и приостановили торговлю вдоль побережья, чтобы взять под контроль стремительно растущее число случаев заболевания Covid-19.

С тех пор уровень заболеваемости снизился, и многие операции возобновились.

Но ущерб уже нанесен. Яньтянь, порт в 50 милях к северу от Гонконга, обрабатывает товары, которые ежедневно заполняют 36 тысяч 20-футовых контейнеров. В конце прошлого месяца он был закрыт почти на неделю после того, как среди работников доков были обнаружены случаи заражения коронавирусом. Хотя порт возобновил работу, он все еще функционирует с пониженной пропускной способностью, создавая огромную очередь из контейнеров, ожидающих отправки, и судов, ожидающих входа в док.

Перегруженность порта Яньтянь перекинулась на другие контейнерные порты Гуандуна, включая Шекоу, Чивань и Наньша. Все они расположены либо в Шэньчжэне, либо в Гуанчжоу, четвертом и пятом по величине комплексных контейнерных портах в мире. Эффект домино создает огромную проблему для мировой судоходной отрасли.

Задержки в Яньтяне «вносят дополнительные сбои в и без того напряженную глобальную цепочку поставок, включая ее значительную морскую часть, – прокомментировал ситуацию Питер Сэнд, главный аналитик ассоциации судовладельцев Bimco. – Вполне возможно, что люди не найдут на полках магазинов всего того, что им хотелось бы увидеть, когда будут покупать рождественские подарки в конце года».

По данным Refinitiv, по состоянию на четверг более 50 контейнеровозов ожидали входа в док в дельте Жемчужной реки в Гуандуне. Это самое большое отставание от графика с 2019 года.

Сбои в работе в Яньтяне вызывают беспокойство. По последним оценкам Ларса Йенсена, генерального директора датской консалтинговой компании Vespucci Maritime, с конца мая порт не смог обработать около 357 тысяч 20-футовых контейнеров. Это больше, чем общий объем грузов, пострадавших от шестидневного закрытия Суэцкого канала в марте.

Работа порта Яньтянь восстановилась примерно на 70% от нормального уровня. Но ожидается, что порт вернется на полную мощность только к концу июня.

Резкий рост стоимости перевозок

Перегруженность южного Китая заставила крупные судоходные компании предупредить клиентов о задержках, изменениях маршрутов и, как следствие, о резком росте тарифов.

Maersk – крупнейшая в мире компания, специализирующаяся на морских грузовых перевозках и обслуживании портовых терминалов, – на прошлой неделе сообщила клиентам, что суда могут задержаться в Яньтяне как минимум на 16 дней.

Хотя компания заявила, что перенаправит часть перевозчиков в другие порты, это вряд ли полностью решит проблему. Maersk предупредила, что время ожидания в других портах, таких как Шэньчжэнь, Гуанчжоу и Гонконг, может увеличиться, так как туда хлынет еще больше судов.

Судоходные гиганты Hapag-Lloyd (HPGLY), MSC и Cosco Shipping (CHDGF), тем временем, повысили ставки фрахта на перевозки грузов между Азией и Северной Америкой или Европой. MSC, например, заявила в этом месяце, что увеличит стоимость перевозки грузов из Азии в Северную Америку на сумму до $3798 за 45-футовый контейнер.

Это глобальный тренд. По данным лондонской компании Drewry Shipping, тарифы на восьми основных маршрутах Восток-Запад резко выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Самый большой скачок цен произошел на маршруте из Шанхая в Роттердам (Нидерланды), который вырос на 534% по сравнению с прошлым годом и составил более $11 тысяч за 40-футовый контейнер.

Средние ставки на контейнерные перевозки из Китая в Европу, по данным Refinitiv, недавно достигли $11352,33 – самого высокого уровня с 2017 года.

Продолжающиеся сбои в работе

Кризис в Гуандуне усугубляет нагрузку на и без того напряженную глобальную промышленность. В США, например, крупные порты вдоль побережья Калифорнии уже забиты контейнеровозами.

В начале этой недели National Retail Federation призвала президента США Джо Байдена решить проблему заторов в американских портах. В письме Байдену организация предупредила, что проблемы «не только увеличили сроки в цепочках поставок, но и привели к дефициту товаров, что отрицательно сказывается на способности предприятий обслуживать клиентов».

Судоходная отрасль также до сих пор сталкивается с последствиями сбоев в работе Суэцкого канала в марте, когда судно Ever Given застряло и почти на неделю перекрыло один из самых важных торговых путей в мире, сказал Параш Джайн, глава HSBC по исследованиям в области судоходства, портов и транспорта в Азии.

Хрупкий баланс

По словам Павана Джоши, исполнительного вице-президента E2open, техасского поставщика программного обеспечения, кризис в Гуандуне показывает, насколько хрупкой является глобальная цепь поставок.

«Больше не осталось места для ошибок или непредвиденных событий, – отметил он. – Это означает, что мы не можем позволить себе ни одной ошибки, потому что ничто не сможет сгладить последствия».

Пандемия посеяла хаос в прошлом году, когда из-за локдаунов временно закрылись заводы и нарушился нормальный ход торговли. Сейчас, когда экономика оживает, поставщики испытывают трудности в связи с оживлением производства и дополнительным спросом со стороны потребителей.

Спрос, вероятно, несколько изменится по мере того, как страны будут ослаблять ограничения, связанные с Covid-19, а люди начнут тратить меньше на бытовую технику и другие товары и больше на отдых на природе. Но проблемы в глобальной цепи поставок вряд ли скоро исчезнут.

Насколько опасны для экономики Китая задержки в портах

Сбои в цепочке поставок могут представлять угрозу для роста экономики Китая.

Темпы роста ВВП Китая в первом квартале 2021 года достигли 18,3% в сравнении с тем же периодом в прошлом году, когда соответствующий показатель был отрицательным, составив -6,8%. Отчасти это связано с низким уровнем в первом квартале 2020 года, когда COVID-19 охватил страну, а предпринимательская деятельность замедлилась из-за локдауна.

Продолжение





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи
  • Пространство для роста дивидендов Яндекса пока ограничено
    Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global 15.09.2025 16:05
    563

    Акционеры Яндекса на внеочередном собрании 9 сентября утвердили дивиденды по итогам первого полугодия в 80 руб. на акцию, что соответствует доходности около 1,9%. Реестр держателей бумаг для получения выплат будет закрыт 29 сентября. Компания продолжает курс на регулярное распределение прибыли, начатый в прошлом году, несмотря на умеренное снижение скорректированной чистой прибыли.more

  • Ожидания высоких дивидендов могут стабилизировать акции МТС
    Елена Кожухова, аналитик ИК «ВЕЛЕС Капитал» 15.09.2025 16:02
    573

    Российский фондовый рынок к середине сессии ускорил снижение на фоне отсутствия признаков улучшения геополитического фона. Индекс Мосбиржи к 14:00 мск упал на 1,21%, до 2805,46 пункта. Индекс РТС снизился на 1,20%, до 1047,42 пункта.more

  • Декан экономфака МГУ Александр Аузан про ключевые вызовы российской экономики и пути их преодоления
    Автор: Елена Болотина 15.09.2025 15:50
    563

    В интервью на канале «Private Talks» Александр Аузан, декан экономического факультета МГУ и один из ведущих экономистов России, рассказал про текущее состояние российской экономики. Эксперт отметил, что главными вызовами для страны сегодня являются дефицит бюджета, замедление экономического роста и нехватка квалифицированных кадров. more

  • Число «бартерных сделок» между Россией и Китаем незначительное
    Наталья Мильчакова, ведущий аналитик Freedom Finance Global 15.09.2025 15:26
    578

    Россия и Китай практикуют сделки на основе бартерного обмена, сообщает агентство Reuters. Например, Москва поставляет Пекину пшеницу и семена льна в обмен на автомобили и стройматериалы. Федеральная таможенная служба уточняет, что доля таких сделок во взаимном товарообороте очень незначительна.more

  • Курс рубля продолжает расти, ОФЗ — падать
    Дмитрий Бабин, эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» 15.09.2025 15:23
    583

    Рубль в первой половине торгов продолжал активно укрепляться к юаню, который установил недельный минимум на отметке 11,52 руб. Затем российская валюта стала умеренно корректироваться, оставаясь в хорошем плюсе.more