Экспертиза / Financial One

Русский неликвид: «ТРАНСАЭРО» и прерванный полет

Русский неликвид: «ТРАНСАЭРО» и прерванный полет Фото: ТАСС
5053

Новый выпуск проекта «Русский неликвид» посвящен компании «ТРАНСАЭРО», акции которой за последние недели стали интересны спекулянтам на фоне новостей о возможном возрождении компании после банкротства. Давайте познакомимся с ними поближе.

«ТРАНСАЭРО» - российский авиаперевозчик, выполнявший полеты с 1990 по 2015 годы и являвшийся второй по объему гражданских перевозок после «Аэрофлота» пассажирской авиакомпанией России и первым полностью частным авиаперевозчиком в новейшей истории страны. Его доля на рынке внутренних перевозок с учетом дочерних и зависимых компаний составляла 19,5%, база компании находилась в Москве, в аэропортах Внуково и Домодедово, также дополнительный хаб был расположен в Санкт-Петербурге в аэропорту Пулково.
Компании принадлежал самый большой парк широкофюзеляжных дальнемагистральных воздушных судов в России, СНГ и Восточной Европе, включая такие машины, как Boeing-747, Boeing-787 и даже Airbus A380. Общий парк являлся вторым в России по количеству лайнеров, уступая лишь все той же группе «Аэрофлот», и состоял к 2015 году в общей сложности из 104 самолетов.

Основным направлением были страны Европы, куда направлялось 44% полетов, в российские города совершалось 28% полетов. «ТРАНСАЭРО» также занималась перевозкой грузов, находясь в этой подотрасли на третьем месте в стране с долей 7% рынка.

Последние пять лет компания активно наращивала долю присутствия на рынке, увеличив с 2009 года пассажирооборот почти втрое, совершенствовала стандарты обслуживания и безопасности, а также расширяла и модернизировала свой авиапарк, что, в итоге, ее и сгубило. С падением курса рубля и без того высокая долговая нагрузка за счет почти удвоившихся объемов задолженности по финансовой аренде в совокупности с убытками, причиной которых стали неподъемные финансовые расходы, привела компанию на грань банкротства, дефицит капитала только за последние три года существования вырос с 7 до 53 млрд рублей.

Минэкономразвития, к которому «ТРАНСАЭРО» обратилась за поддержкой, посчитало причиной кризиса в отрасли политику самих компаний и в середине 2015 года отказало перевозчику в субсидировании и предоставлении дополнительных госгарантий, предположив, что выгоднее и надежнее будет обеспечить уход компании с рынка. А другим перевозчикам – субсидировать выполнение ее обязательств по перевозке пассажиров.

Заявление о банкротстве компании было подано в ноябре 2015 года практически одновременно главными кредиторами компании – Сбербанком и Альфа-банком, – несмотря на просьбы прочих кредиторов предоставить управление «ТРАНСАЭРО» частному перевозчику S7. Банки посчитали, что в этой ситуации у них больше шансов вернуть свои деньги, чем при банальном разделе имущества.

Изначально еще в сентябре предполагалось, что компанию выкупит за символическую сумму «Аэрофлот», но в итоге совет директоров отказался от этого решения, пообещав лишь исполнить финансовые или транспортные обязательства перед клиентами. Когда же речь все-таки зашла о сделке с S7, было уже поздно: 26 октября Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта, что положило конец деятельности «ТРАНСАЭРО» как авиаперевозчика.

Сейчас компания находится в состоянии «раздела имущества» – почти все самолеты вернулись обратно к лизинговым компаниям, часть из них в ближайшее время поступит в парк «Аэрофлота» и его дочерней структуры, авиакомпании «Россия», для выполнения маршрутов в отдаленные регионы.

Котировки акций «ТРАНСАЭРО»
Источник: данные компании

Однако нынешний гендиректор компании Александр Бурдин не теряет оптимизма. Он планирует реструктуризировать оставшуюся задолженность и создаь на базе «ТРАНСАЭРО» новую компанию, которая сосредоточит свои усилия на маршрутах Дальнего Востока, где конкуренции сейчас практически нет. Задолженность перед кредиторами может быть конвертирована в их долю участия в капитале, что же касается сертификата эксплуатанта, то тут возможны два варианта: либо компания получает его заново или оспаривает решение об отзыве, либо ведет совместную деятельность с другой авиакомпанией, у которой есть действующий сертификат, причем необязательно крупной.

Новости о таких планах вернули акциям компании волатильность впервые с конца 2015 года – они взлетели на психологическом импульсе более чем на 80%, правда, в течение следующих двух недель почти весь этот рост был отыгран, так как перспективы реализации плана по возвращению на рынок остаются все еще весьма туманными. 

Материал подготовлен специалистами сервиса Conomy





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи