Пока цены энергоносителей и мировые фондовые рынки штурмовали полугодовые и даже исторические максимумы, а индекс доллара США (DXY) прорвал вниз глобальный растущий тренд, рухнув к минимумам весны 2018 года.
Российский рубль продолжил ослабляться. Движущей силой отечественной валюты в последние недели стал фактор неопределенности в пограничном государстве.
Локальная фаза укрепления рубля после панических распродаж рисковых активов в марте текущего года на волне «коронакризиса» завершилась еще в начале июня вблизи 68 рублей за доллар США и 76 по евро. Последние два месяца рубль демонстрировал негативную динамику: валютная пара доллар-рубль выросла на 10%, евро-рубль укрепилась почти на 15%, в том числе и за счет бурного роста евро на международной арене.
Таким образом, рубль стал одним из мировых лидеров падения курсовой стоимости, уступив разве что турецкой лире, бразильскому реалу и южноафриканскому рэнду. С начала года отечественная валюта упала на 21% относительно доллара США. И это при том, что сам американский доллар к корзине мировых резервных валют снизился с мартовских максимумов на 10% и девальвационные ожидания в долларе США скорее всего сохранятся и далее.
Что же произошло?
Устойчивость нацвалюты зависит от совокупности внешних и внутренних факторов ее курсообразования. Основополагающими внешними факторами российского рубля как правило выступают динамика сырьевых активов и общемировой сентимент к рисковым инструментам.
Так, котировки нефти курсируют на предкризисных уровнях начала марта в области $45 баррель по сорту Brent, лишь время от времени расширяя амплитуду внутридневных колебаний. Устойчивость рынка энергоносителей обусловлена договоренностями членов картеля ОПЕК+ по сокращению производства нефти и поэтапным восстановление деловой активности на фоне постепенного снятия социально-экономических ограничений пандемии. Стабильность на нефтяном рынке в общем благоприятствует нацвалютам стран, ориентированных на экспорт сырья.
Более того, масштаб восстановления фондовых индексов с апреля по конец июля стал рекордным за всю историю существования глобальных индексов акций. Полный цикл, включающий фазу обрушения и отскока до предкризисных значений февраля, занял всего лишь полгода.
Очевидно, что последние месяцы внешние драйверы явно играли на стороне рубля
С позиции внутренних факторов, макропоказатели России давно уже не вызывают беспокойства – рекордные объемы золотовалютных резервов свыше $600 млрд, самая низкая в мире долговая нагрузка страны относительно ВВП порядка всего 12% и сохраняющийся тренд на снижение процентных ставок Центробанка.
В совокупности все это должно было приводить к укреплению нацвалюты, однако происходит обратная ситуация. Время от времени для России возникает политический дисконт в стоимости рубля. На этот раз – это кризисная ситуация в Белоруссии.
Обстановка в союзном государстве оказывается сейчас непосредственное влияниями на ценообразование отечественных финансовых активов. Эскалация напряженности в республике приводит к падению российского рынка облигаций, акций и нацвалюты.
Дело в том, что инвесторы, в том числе и нерезиденты, стали закладывать риск санкционного давления «западных партнеров» на Россию, памятуя о ситуации 6-летней давности. В состоянии неопределенности рассчитывать на рост аппетита к российским активам не приходится, а вот продажи финансовых инструментов служат превентивной реакцией участников рынка.
Последние 3 недели с начала августа рубль находился в достаточно широком ценовом коридоре 72,5–74,5 рубля за доллар США. Движение внутри этого диапазона происходило в основном без явной привязки к факторам. Границы надежно защищали валютную пару с долларом США от направленного ценового движения. В пятницу, 21 августа, под занавес торговой недели отечественная валюта не удержала поддержку, прорвав 74,5. Ослабление российского рубля за пределы данной отметки повышает вероятность роста девальвационных ожиданий.
Вероятность реализации санкционных угроз со стороны Запада оказывают сильное эмоционально-психологическое воздействие на настроение инвесторов. В случае обострения геополитической ситуации, возникнет риск дальнейшего падения рубля. Видимыми поддержками выступит район 76–77,5.
Полагаем, что слабость нацвалюты будет иметь скоротечный характер.
В среднесрочной перспективе оценки сводятся к усилению позиций рубля и нивелированию большей части потерь августа. Продолжающийся монетарный цикл Банка России по снижению стоимости фондирования в стране, низкие относительно мировых аналогов ценовые уровни финансовых инструментов и высокая дивидендная доходность акций с течением времени непременно вернут инвестиционный спрос.
Конкуренция BMW и Tesla набирает обороты, как это скажется на акциях баварского автоконцерна
BMW вошла в новый кризис, не сбавляя инвестиционных оборотов, и этим она сейчас заметно отличается от своих конкурентов.
Если Ford и GM в последние месяцы сокращали расходы пропорционально тому, как снижались их продажи, то немецкий концерн делать этого не стал, и в итоге за последний квартал показал рентабельность по операционной прибыли на уровне -50%. Убыток составил половину выручки BMW, в то время как у конкурентов это соотношение было менее 20%. Из-за этого акции немецкой компании в день публикации квартальных итогов существенно падали (- 3,5%): инвесторы опасались, что менеджмент BMW переоценивает силу бренда и потенциальный спрос. Однако эти данные можно интерпретировать иначе.