Интервью / Financial One

Рубини: «Однажды пузырь лопается, и возникает кризис»

Рубини: «Однажды пузырь лопается, и возникает кризис» Фото: youtube.com
8363
Делимся с вами переводом интервью профессора экономики Нью-Йоркского университета Нуриэля Рубини с председателем Генеральной Ассамблеи ООН Вуком Еремичем.

Вук Еремич

Всем добрый вечер! Добро пожаловать на очередную сессию дискуссий в Центре международных отношений и устойчивого развития (CIRSD). Мы стараемся приглашать опытных спикеров сюда, в Сербию, для обсуждения глобальных проблем. В этой аудитории уже побывали такие личности, как Ричард Хаас, Ян Бреммер, Кевин Радд, Джеффри Сакс, Нил Фергюсон и многие другие.

Сегодня к нам присоединился очень особенный гость, мой хороший друг, а также один из самых известных в мире экономистов, которому удалось предсказать глобальный финансовый кризис 2008 года, благодаря чему он получил прозвище Dr. Doom. Итак, давайте поприветствуем Нуриэля Рубини, профессора экономики Нью-Йоркского университета. Нуриэль является автором нескольких книг и более сотни публикаций на тему проблем международной макроэкономики.

Стоит отметить, что журнал Foreign Policy неоднократно вносил его имя в список ста великих мировых мыслителей. Нуриэль – выпускник Гарвардского университета, где он был студентом Джеффри Сакса. Спустя несколько лет окончания учебы Нуриэль стал профессором экономического факультета в Йельском университете, а затем начал работать в Нью-Йоркском университете.

Нуриэль, хотели бы вы что-то сказать, прежде чем я начну задавать вам сложные вопросы?

Нуриэль Рубини

Хочу сказать, что для меня большая честь присутствовать здесь сегодня. Я вырос в Италии и помню, как много-много лет назад, еще до распада Югославии, до войн, я впервые приехал в Белград. Тогда я учился в колледже и направлялся в Грецию на каникулы, но по пути пару дней провел здесь. И вот, спустя три десятка лет, я снова оказался здесь, в этом замечательном городе. Спасибо большое за приглашение!

Вук Еремич

Спасибо вам, Нуриэль! Хочу начать нашу беседу с той части вашей жизни, когда вы получили прозвище Dr. Doom, так что давайте вернемся в 2008 год. Хочу еще раз напомнить – доктор Рубини стал одним из немногих людей, которые открыто говорили о большой опасности глобального экономического коллапса. Нуриэль, как вам удалось предугадать кризис?

Нуриэль Рубини

На это довольно много причин, я бы сказал.

Во-первых, я провел много времени в попытках понять суть финансового кризиса, валютного кризиса, кризиса банковской сферы. Я хотел найти решение главных проблем. Я провел много времени в Вашингтоне, где лично работал в Белом доме и в Казначействе США. Затем летом 98-го года я изучал Россию, Турцию, Аргентину, Бразилию, Эквадор, Пакистан. Я написал книгу о кризисе развивающихся рынков – работа состоит из теоретических исследований, эмпирического анализа и политических доводов.

Во-вторых, я всегда понимал, что финансовый кризис – это не случайное событие. Я написал книгу «Crisis Economics: A Crash Course in the Future of Finance» («Как я предсказал кризис. Экстренный курс подготовки к будущим потрясениям»), первая глава которой называется «White Swan» («Белый лебедь»), что является отсылкой к книге моего хорошего друга Нассима Талеба под названием «Black Swan» («Черный лебедь»). Нассим объяснят кризис в терминах непредсказуемых событий, как будто это торнадо или землетрясение. Даже современная наука не в силах с точностью определить, когда случится землетрясение.

Но я воспринимаю кризис больше как ураган, возникающий из-за столкновения теплого воздуха с холодным. Такое явление метеорологи вполне способны предвидеть. Обычно финансовый кризис возникает в результате столкновения экономической и финансовой слабости с кредитным бумом, причем все это сопровождается многочисленными ошибками. Однажды пузырь лопается, и возникает кризис. Своего рода ураган, довольно предсказуемый в отличие от торнадо или землетрясения.

В-третьих, важен сам пузырь. А точнее то, что в случае его возникновения все вокруг получают одни лишь выгоды. Политики наслаждаются хорошем состоянием экономики, население может брать кредиты на покупку недвижимости, стоимость которой только увеличивается, банкиры с Уолл-стрит рады, регуляторы довольны. Но всегда находятся люди, которые не преследуют финансовых интересов. Это академики, наблюдающие за происходящим свысока. Они как раз и начинают открыто говорить о том, что сформировался большой пузырь, который скоро лопнет.

В общем, причин довольно много. Я изучал финансовые кризисы в течение десятилетий, прежде чем увидел предпосылки краха 2008 года.

Вук Еремич

Думаю, несложно предугадать мой следующий вопрос. А звучит он так: когда наступит следующий глобальный экономический кризис? Как вы думаете, если учитывать все метеорологические предпосылки?

Нуриэль Рубини

Не так уж просто предсказать, когда будет следующий кризис. Нужно подумать о том, какие факторы могут выступить в роли потенциальных триггеров краха экономической системы. К примеру, давайте посмотрим на события этого года и некоторые перемены, произошедшие за последние несколько месяцев. Где-то в середине года участники рынка переживали из-за рецессии в США, которая могла превратиться в глобальную как минимум по трем причинам.

Первая заключалась в обострении торговых отношений и технологической холодной войны между США и Китаем. Данное противостояние привело к падению экспорта, падению уровня капиталовложений в секторе частной промышленности, к рецессии в промышленности в США, Европе и Китае, на развивающихся рынках. В общем, торговая война между США и Китаем была одним из главных рисков наступления кризиса.

В качестве второй причины можно назвать Brexit, который привел к осложнениям отношений между Великобританией и Европой как в финансовом, так и в доверительном плане.

Третья причина – обеспокоенность тем, что напряженные отношения США и Ирана могут привести к настоящей кровопролитной войне на Ближнем Востоке. Если бы это произошло, все цены взлетели бы, и мир вошел бы в состояние рецессии. Молодежь не помнит, что случилось в 1973 году, но мои воспоминания о арабо-израильской войне живы, последствия которой как раз и привели к рецессии 74-75-х годов. Или же возьмем, к примеру, Исламскую революцию в Иране 1979 года, которая также стала причиной рецессии. Даже рецессия 1990-91-х годов была частично вызвана вторжением Ирака в Кувейт.

Мы знаем, что геополитическая напряженность на Ближнем Востоке негативно сказалась на глобальной экономике. Совсем недавно, пару месяцев назад, произошла атака на объекты нефтедобычи, что привело к взлету цен на нефть. Так что, если бы произошла дальнейшая эскалация конфликта, риски наступления кризиса сильно бы возросли.

Но все это плохие новости. Есть и хорошие. Например, Дональд Трамп наконец-то осознал, что выиграть торговую войну не так-то легко. А если конфликт с Китаем продолжит обостряться, рынки будут падать. Поэтому сейчас можно говорить о деэскалации, которая снижает риски финансового краха.

Кроме того, уже достигнуто предварительное соглашение между Великобританией и Европой о «мягком» завершении Brexit-а. Конечно, до сих пор весь мир наблюдает сагу с британскими выборами. Но, по всей видимости, теперь даже Борис Джонсон перешел на сторону мягкого выхода Великобритании из Европейского союза.

Важен также и факт того, что несмотря на провокацию Ирана в виде атаки беспилотниками на объекты нефтедобычи в Саудовской Аравии, Трамп не начал наступление на Иран. Президент знал, что это может привести к эскалации конфликта, а он этого уж точно не хочет, особенно в преддверии выборов.

Вероятность наступления рецессии сейчас снизилась. В особенности этому поспособствовала, конечно, политика количественного смягчения центральных банков по всему миру. Федеральная резервная система США срезала процентные ставки уже в третий раз подряд, Европейский центральный банк также понизил ставку. Инъекция ликвидности, сделанная центральными банками, поддерживает как рынки, так и экономику в целом.

Топ-3 компаний, в которые инвестирует Рэй Далио

Когда всем известный миллиардер-финансист делает ход, Уолл-стрит пристально следит за последствиями.

Далио, который начал работать на Нью-Йоркской фондовой бирже, торгующей товарными фьючерсами, основал крупнейший в мире хедж-фонд Bridgewater Associates в 1975 году. Фирма, в активах под управлением которой на данный находится около $150 млрд, и собственный капитал Далио размером в $18,7 млрд позволили получить ему статус финансового гуру.

«Я понял, во что мне может обойтись неправильная точка зрения. Раньше я был уверен в том, что всегда и во всем прав. Теперь же я каждый раз спрашиваю себя – откуда я знаю, что прав? Я четко понимаю, что лучший способ ответить на этот вопрос – узнать мнение других людей, которые смотрят на вещи под другим углом», – написал Далио в своей книге «Принципы».

Продолжение





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи