Соглашение между США и Европейским союзом, заключенное накануне крайнего срока введения более жестких тарифов со стороны администрации Дональда Трампа, стало вынужденной мерой, направленной на предотвращение торговой войны.
ЕС согласился на 15-процентные пошлины на большинство своих экспортных товаров, включая автомобили, чтобы избежать сценария с тарифами на уровне 30%, который мог бы привести к резкому обострению отношений и серьезным последствиям для глобальной экономики.
По мнению бывшего директора по международным отношениям Еврокомиссии Джона Кларка, сделка далека от идеальной. Он сообщил в интервью Bloomberg Radio, что европейская сторона, по сути, капитулировала, посчитав, что другого выхода просто нет. В условиях геополитической и экономической неопределенности в регионе дальнейшее обострение отношений с Вашингтоном – слишком большой риск для ЕС.
«Это не победа ни для кого. Это крайне невыгодная, тяжелая сделка. По сути, Евросоюз почувствовал, что у него не осталось выбора, кроме как принять навязанные Трампом односторонние условия», – прокомментировал торговую сделку Кларк.
Торговое соглашение со множеством неизвестных
Несмотря на то, что ЕС и США заключили торговую сделку, вопросов меньше не стало. Пока нет четкого понимания, как ЕС намерен увеличивать импорт энергоносителей из США и какие именно инвестиции в американскую промышленность могут последовать. Эти решения во многом зависят не от правительств, а от рыночной конъюнктуры, подчеркнул Джон Кларк. Напомним: согласно условиям сделки, Евросоюз должен вложить $600 млрд в американскую экономику, увеличить закупки американских энергоносителей и выделить значительные средства – порядка десятков миллиардов – на приобретение вооружения, произведенного в Соединённых Штатах.
Кроме того, Кларк считает, что США могли добиться от Евросоюза негласных уступок в сфере цифрового регулирования, называя это большим риском. По всей видимости, речь идет о возможном смягчении требований, которые ЕС предъявляет к американским IT-гигантам, таким как Google, Meta* и Amazon, в рамках Закона о цифровых рынках (Digital Markets Act) и Закона о цифровых сервисах (Digital Services Act).
По мнению Кларка, смягчение требований может быть частью более широкой сделки. Уступки Вашингтону со стороны Евросоюза в вопросе регулирования цифровых платформ могут подорвать доверие к европейской цифровой политике и создать опасный прецедент.
Евросоюз – главный проигравший
«Лично я, опираясь на свой многолетний опыт, всегда считал, что Евросоюз должен был с самого начала занять более жесткую позицию в отношении США и быть готовым к ответным мерам. Китай, к примеру, успешно проверил Трампа на прочность. ЕС, по моему мнению, тоже должен был попробовать, но не сделал этого», – делится мнением Кларк.По мнению эксперта, Евросоюз оказался в числе проигравших по двум причинам. Во-первых, в Брюсселе ошибочно полагали, что ведут переговоры с рациональным и предсказуемым партнером в лице США. ЕС привык заключать взаимовыгодные и сбалансированные соглашения. Но у Трампа совершенно другой подход – он не играет по таким правилам. В этом Евросоюз сильно просчитался, неверно оценив стратегию новой американской администрации.
Во-вторых, сценарий конфронтации с Соединенными Штатами вряд ли бы оказался жизнеспособным для ЕС, даже если бы европейские страны были к нему готовы, считает Кларк. Евросоюз просто не может позволить себе полный разрыв отношений с США – ему нужна американская поддержка, прежде всего в вопросе Украины. Торговая война с Вашингтоном нанесла бы удар по обеим экономикам, могла бы спровоцировать глобальную рецессию и одновременно означала бы конец даже той ограниченной помощи, которую США сейчас оказывают Киеву, объясняет эксперт.
*Компания Meta Platforms признана экстремистской и запрещена на территории РФ.
Элвис Марламов про дешевый российский рынок и перспективы роста инвестиций
В утреннем обзоре российского фондового рынка на канале «Финам инвестиции» инвестор Элвис Марламов поделился своим видением текущей ситуации, инвестиционных идей и перспектив развития рынка. В центре внимания эксперта оказались три ключевые темы: текущая низкая капитализация российского фондового рынка, возможности в металлургическом и банковском секторах, а также ожидания относительно действий Банка России и влияния геополитики.
По мнению Элвиса Марламова, российский фондовый рынок демонстрирует признаки оживления после долгого периода спада – была пройдена нисходящая линия тренда, что создает определенный оптимизм.
Вместе с тем эксперт отметил, что капитализация рынка составляет всего около 66% от ВВП страны и остается одной из самых низких в мире с учетом показателя CAPE. Основными причинами такой ситуации он назвал неблагоприятную геополитическую обстановку и высокий уровень ставок, сдерживающих приток капитала.