Как высокая ключевая ставка влияет на рынок, вероятность волны дефолтов и многое другое обсудили с исполнительным директором департамента рынка капиталов ИК «ИВА партнерс» Артемом Тузовым.
Делимся мнением эксперта от первого лица.
Оценивая ситуацию с ключевой ставкой, необходимо смотреть на общий тренд и на долгосрочную политику ЦБ. Если думать только о ставке в 21%, все начинает выглядеть катастрофично, будто мы пришли в новую реальность высокой ключевой ставки. Тем не менее я считаю, что и ставка на уровне 16% оказывала полный эффект на экономику предприятий.
Ставка как в 16% или 18%, так и в 21% причиняет бизнесу одинаковую боль. Это значит, что ближайшие квартальные отчетности будут плохими у многих компаний. Уже сейчас видно, как эффект высокой ставки сказался на закредитованных компаниях, как у них растут затраты на обслуживание долга. Но здесь, скорее всего, будет наблюдаться эффект домино: к примеру, увеличение обслуживания долга у застройщика приведет к тому, что и у незакредитованных металлургов упадет выручка на фоне падения спроса.
Эффект жесткой политики ЦБ для юрлиц был достаточно предсказуем уже после того, как регулятор поднял ставку до 16%, и сейчас он проявляется в отчетности. Физлица стали ощущать последствия после того, как ставка достигла 19-21%. Они выражаются в том, что у людей отпало какое-либо желание нести деньги на биржу при текущих ценах. Таким образом, рынок продолжает падать в попытке найти новую точку баланса.
Если говорить о том, что озвучивал Банк России на последнем заседании, то там тоже нет ничего радостного. Регулятор пока не видит значимых эффектов ключевой ставки на экономику. По словам ЦБ, многие компании развиваются за счет собственных средств и не нуждаются в заемных деньгах, поэтому ключевая ставка слабо влияет на их инвестиционную политику и деятельность.
Да, есть такие компании, как «Интер РАО», с огромной подушкой денег на счетах, превышающей капитализацию, и действительно на них ключевая ставка влияет скорее даже положительно, поскольку они зарабатывают больше на депозитах. Но в целом, если смотреть глобально, эффект от роста ставки есть, хотя ЦБ его и не видит.
Волна дефолтов
Волна дефолтов в виде массового закрытия бизнесов вовсе не обязательна. Все-таки экономика достаточно адаптивна, если говорить об экономике в широком смысле слова. Пока существует платежеспособный спрос, компания всегда сможет перекладывать на потребителя растущие издержки, даже если ставка будет 40%. Скажем, компания продавала свой товар за тысячу рублей, а затем повысила цену до полутора тысяч. Но если у потребителя нет выбора, он все равно будет покупать товар, пусть даже за полторы тысячи.
Тут нюанс в том, существует ли этот самый платежеспособный спрос. Внутри России есть разные компании. Есть инфраструктурные, которые повышают тарифы, но им все равно платят. А есть производственные, где действительно наступает проблема, потому что покупатель может сказать: «Да, я куплю за полторы тысячи, но заплачу через полгода». Получается, что, с одной стороны, компания заложила свои издержки в себестоимость, но, с другой стороны, ее оборотный капитал резко увеличивается, а занять его по текущим ставкам она не может, что приводит к падению маржи.
В сложившейся ситуации можно будет вести речь о сжатии экономического роста, когда компании вместо высокой маржинальности будут показывать падение чистой прибыли, возможно, даже на протяжении нескольких лет. Но говорить, что они немедленно станут банкротами, преждевременно. Все-таки мы рассуждаем о волне дефолтов на фоне высокого роста ВВП. Скорее, можно говорить о том, что темпы роста ВВП снизятся, и то если эффект ключевой ставки не удастся переложить на потребителей.
Максим Орловский про ключевую ставку, акции и облигации
Максим Орловский и Тимофей Мартынов обсудили повышение ключевой ставки и перспективные акции и облигации на конференции «Смартлаба» в Москве.
Делимся мнением Максима от первого лица.
Иногда я покупаю некоторые бумаги, понимая, что это шлак, а не инвестиция. Дело вот в чем: когда происходит большое движение, ты берешь то, что упало сильнее всего. Такая стратегия, как правило, дает лучший результат, чем покупка хороших компаний. Например, «Яндекс» не упал и не отскочил. А в «Мечеле» было хорошее движение и большие объемы. Также хорошее движение продемонстрировали бумаги «Сегежи». В банковском секторе неплохо отскочил МТС банк.