В наше нестабильное время высокой волатильности на фондовом рынке многие невольно задумываются о возможных вариантах диверсификации вложений. Приобретение предметов искусства является одной из наиболее интересных форм альтернативных инвестиций.
Искусство, в определенном смысле, является финансовым продуктом. Стоимость его предметов не коррелирует с ценами акций, недвижимости, сырья и курсами валют. Она скорее зависит от уровня благосостояния людей. Конечно, во время мирового финансового кризиса покупательная способность и потребительский спрос на предметы искусства снизятся, но это не произойдет так же резко, как, например, с рынками акций. Особенно это касается произведений мастеров первой величины.
Биржевой спекулянт может возразить, что произведения искусства являются не таким ликвидным инструментом, как «голубые фишки» на фондовом рынке, и будет прав. Но, с точки зрения сохранения капитала, они являются высоконадежным активом.
Частная коллекция, ЗПИФ и ETF
Если вы решились инвестировать в изобразительное искусство, нужно оценить разные способы осуществления этой идеи. Можно собирать коллекцию картин самостоятельно, приобретая их на аукционах, в галереях, у арт-дилеров или же напрямую у художников. Но здесь необходимо располагать либо очень глубокими знаниями в области искусства, либо привлекать независимых экспертов. При формировании частной коллекции часто прибегают к услугам арт-консультантов в рамках нефинансовых услуг Private Banking Lifestyle. Интересно, что, по аналогии с фондовым рынком, в данной сфере существуют стороны buy side и sell side. Арт-консультанты и арт-дилеры, которые непосредственно заинтересованы в продаже определенной художественной ценности и получают свое вознаграждение в виде процентной доли от общей суммы продажи, относятся к sell side.
Однако стоит признать, что их советы не всегда объективны. Советники по искусству и специалисты из Private Banking, получающие фиксированное вознаграждение непосредственно от клиента-коллекционера, дорожат своей репутацией (или репутацией банка) и заинтересованы в приобретении оригинала картины по наименьшей цене. Дополнительно перепроверяя подлинность произведения и экономя деньги клиенту, они сохраняют с ним хорошие отношения. Такой клиент, как правило, продолжает обслуживаться в том же банке и пополнять коллекцию через этих же специалистов. Привлекая советника по искусству, клиент поручает ему, в том числе, управление собственной коллекцией с целью увеличения ее стоимости. Этот процесс предполагает организацию музейных выставок, печать солидных каталогов, публикации в печатных изданиях, размещение информации в интернете, продажи и приобретение новых работ через аукционные дома, а также участие в международных выставках и салонах. Примерно то же самое происходит и при другом способе инвестирования в искусство – покупке паев в ЗПИФе. В этом случае перечисленные выше функции по управлению коллекцией возлагаются на управляющих фондом.
Попытки создания ЗПИФ, инвестирующих в предметы искусства, предпринимались российскими компаниями неоднократно. Так, в августе 2010 года УК «Лидер» зарегистрировала два фонда художественных ценностей, но начать вложения средств им все же не удалось, и ФСФР исключила их из реестра. В том же году было создано два арт-фонда под управлением УК «Монетный двор Траст», но, к сожалению, дело закончилось с аналогичным результатом.
В конце февраля 2011-го УК «Агана» (входит в группу компаний «Алор») запустила закрытый фонд «Собрание.ФотоЭффект». Стоимость одного пая составила 500 тыс. рублей. Причем, в оплату паев можно было передавать как деньги, так и художественные ценности. Целевая доходность этого ЗПИФ прогнозировалась на уровне 10-12% годовых в рублях, а действие договора доверительного управления фондом истекало в 2025 году.
Согласно инвестиционной декларации, в его составе, кроме денежных средств, могли присутствовать следующие активы:
1) картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;
2) оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе, рельефы;
3) оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;
4) гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;
5) фото-, фоно-, кино- и видеоархивы;
6) старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), в том числе, редкие рукописи и документальные памятники.
Активы фонда включают примерно 700 тыс. работ из частных коллекций фотографий. Среди них работы Р. Фентона, А. Родченко, Жиро де Пранже. Присутствуют фотоархивы разрушения храма Христа Спасителя и другие произведения. В денежном выражении активы фонда составляют около 14 млрд рублей. Таким образом, он стал одним из крупнейших в мире арт-фондом. Но, к сожалению, инвесторам не удалось заработать, и 5 октября 2012 года было принято решение о его ликвидации. Трудности в случае ЗПИФов, инвестирующих в художественные ценности, заключаются в том, что это не розничный и далеко не массовый продукт. Он создается и рассчитан на квалифицированных инвесторов.
Кроме того, стоит признать, что в России очень мало профессиональных портфельных управляющих арт-фондами. Также не следует забывать, что такие структуры несут большие затраты на страхование, хранение, оценку и на само управление имуществом фонда (выставки в музеях, продажа или покупка, транспортировка, публикации в СМИ, каталоги и так далее). В настоящее время существует один ЗПИФ художественных ценностей – «Атланта Арт» (включает коллекцию рисунков К. Брюллова) под управлением ООО «УК Атланта». Он создан на 15 лет (возможна пролонгация срока), а один пай стоит около 900 тыс. рублей. Мы надеемся, что фонд не разочарует своих вкладчиков.
Обратимся к зарубежному опыту создания фондов, инвестирующих в искусство. На западе за последние пару десятков лет было множество подобных попыток. Перечислим некоторые из них: Finacor Fund, Athena Fund, Chase Art Fund, Fernwood Art Fund, ABN AMRO Art Fund, Falk Art Management, Christie's Art Fund, Meridian Art Fund, SGAM Art Fund. Однако они так и не заработали в полную силу, а их средства не были проинвестированы. Вместе с тем, существуют успешные попытки. Среди них: Dyonisos Art Fund и Brazil Gold Art Fund. Отметим, что совокупные активы всех арт-фондов в мире на сегодня составляют приблизительно $1 млрд, а средний размер одного фонда – около $20 млн.
С июля 2012-го в России законодательно разрешено создание ETF (Exchange Traded Fund – «торгуемый на бирже фонд»). Такой формат очень популярен на западных рынках. Он доступен для широкого круга инвесторов, а его доли имеют значительно большую ликвидность, чем паи ЗПИФов. Однако пока мы не видим сколько-нибудь серьезной активности в создании фондов художественных ценностей в формате ETF среди отечественных управляющих компаний. Хотя это был бы очевидный шаг вперед в развитии индустрии.
Возвращаясь к зарубежному опыту, интересно отметить новый тренд – появление специализированных арт-бирж, на которых торгуются сертификаты на произведения искусства. Так, в Европе планируется запуск площадки SplitArt, а в Китае уже функционирует несколько подобных учреждений.
Арт-индексы
Для оценки динамики стоимости произведений искусства, как и во многих других отраслях, существуют соответствующие индикаторы. Основным мировым индексом в этой сфере является Mei Moses All Art Index. Также существуют Art Price Index, Skate's Art Stocks Index и другие. Но, в отличие от других отраслей, создание полноценного индексного арт-фонда невозможно, так как, по понятным причинам, нельзя в точности повторить движение индикаторов, которые служат показателями доходности этого рынка.
В России тоже есть аналоги подобных индексов. В частности, можно отметить ARTIMX, а также целое семейство индикаторов, созданных компанией Artinvestment.ru. Сам ARTIMX характеризует состояние всего мирового рынка произведений изобразительного искусства в целом. Индикаторы ARTIMX Painting и ARTIMX Graphics рассчитываются для живописи и графики соответственно. Кроме того, существуют индексы и по русскому искусству: ARTIMX-RUS, ARTIMX-RUS Painting и ARTIMX-RUS Graphics. При их расчете используются данные о результатах торгов российских аукционов. Имеются индексы и по традиционным направлениям в истории искусств: ARTIMX Old masters, ARTIMX Impressionism & Modern Art, ARTIMX Contemporary Art.
Среди инвесторов, вкладывающих в искусство, традиционно принято сравнивать показатели индексов Mei Moses All Art Index и S&P 500. За последнее десятилетие арт индекс уже 6 раз обгонял главный американский фондовый индикатор. Аналогичная картина наблюдалась в 2011-м: доходность по индексам оказалась на уровнях 7,8% и 2,7% соответственно.
Во что вкладывать?
Приятной стороной прямого инвестирования в искусство является возможность прикоснуться к предмету, хвастаться им перед друзьями, а также просто любоваться им. Инвесторы в бездокументарные ценные бумаги лишены такого удовольствия. Но как правильно выбрать то, во что вкладываться? Как выбрать предмет искусства, чтобы он приносил не только эстетическое, но и финансовое удовлетворение?
Самый беспроигрышный вариант – покупка шедевров «первого эшелона», которые, как правило, созданы мастерами прошлого. Они практически никогда не теряют в цене, наоборот, стабильно, степенно и уверенно дорожают. Однако у этого подхода есть ряд ограничений и специфических рисков. Так, чтобы купить шедевры столь высокого уровня, нужно иметь солидный капитал (от $500 тыс.). Кроме того, даже при покупке через аукционный дом и при наличии экспертиз всегда существует риск подделки.
Однако не стоит забывать, что существует альтернативный вариант – покупка произведений «второго эшелона». Это имена не первой величины стоимостью от $100 тыс. Последняя увеличивается, но подделок среди них из-за массового спроса еще больше, чем в «первом эшелоне». Однако и здесь есть «подводные камни». Так, если вы хотите приобрести западноевропейскую живопись, сделать это намного выгоднее на западных аукционах. Ведь в России аналогичная операция может быть произведена лишь с ощутимой наценкой.
Наименее ликвидными являются произведения современного «актуального искусства». По сравнению с работами классиков первого порядка, их намного сложнее продать как через аукцион, так и через галерею. Результаты аукционов еще не свидетельствуют о том, что в будущем спрос на данного художника сохранится. Инвестору перед приобретением такого предмета следует тщательно изучить ряд вопросов: в чем особенности данного направления в искусстве (в котором работает художник), какие галереи или арт-дилеры его представляют. Также нужно оценить качество аукционных продаж, уровень проведенных выставок, напечатанные каталоги, количество публикаций в СМИ и многое другое. Все это поможет обезопасить коллекционера от убытков.
Отметим, что эффектив- ность инвестиций в разные сегменты арт-рынка не одинакова. Например, доходность вложений в произведения импрессионистов за 2011 год составила около 14%, а в древнекитайское искусство – более 20%. Возросший спрос на китайские художественные ценности связан с политической установкой компартии в области культурных и художественных ценностей, а также традицией инвестирования в национальное искусство. Китайцы по всему миру скупают отечественный антиквариат и активно вкладывают средства в современное искусство. Можно даже сказать, что теперь центр аукционных продаж смещается из США и Европы в Китай.
В заключении дадим ряд практических советов инвестору. При выборе данного направления инвестиций важно понимать, что это вложение минимум на 5, а в идеале на 10-15 лет. Здесь отлично работает стратегия «купи и держи», а не активное управление, которое в данной сфере чрезвычайно затратно (страховка, транспортировка, комиссии аукционных домов и прочее). По нашему мнению, наиболее интересный вариант совмещения приятного с полезным – это формирование частной коллекции по принципу структурных продуктов. Например, 90% портфеля-коллекции должно состоять из классики русского искусства, цены на которую растут темпами 8-10% в год (аналог облигаций), а оставшиеся 10% средств стоит вложить в современное искусство (аналог опционной части, которая либо даст значительный рост, либо срабатывает защита капитала за счет прироста цен основной части инвестиционного портфеля). При инвестировании в современное искусство мы рекомендуем ознакомиться с «наивным искусством» как альтернативой «актуальному». Интересно, что китайцы идут своим путем. Для них единственным критерием отбора художественных произведений является степень художника: «заслуженный» – хорошо, а «народный» – еще лучше (и дороже).