Как подготовиться к потенциальной волне дефолтов в России, что будет со ставкой ЦБ в будущем и многое другое обсудили с аналитиком, практикующим инвестором, автором телеграм-канала «Инвест навигатор» Петром Тер-Аванесяном.
Делимся мнением эксперта от первого лица.
Я начал опасаться дефолтов слишком рано, как пессимист. Я начал их бояться еще в конце прошлого года, когда ставка была на уровне 15%. Но, как мы убедились, мои опасения были не обоснованы. Мне казалось, что ставка в 15% – запредельная, но в результате волны дефолтов не было.
В целом пока, конечно, про дефолты говорить нечего, но если вдуматься, то, пожалуй, есть два момента, на которых я бы остановился. Первый – это то, что нам стоит ориентироваться на опыт Китая. Да, у нас огромная разница с Китаем, прежде всего в размерах. У них колоссальный ВВП, астрономический долг, очень много облигаций, очень высокий рейтинг.
Но при этом роль государства в экономике и в Китае, и в России большая, причем у нас она растет. Многие эмитенты в России, даже не являясь формально государственными, все равно понимают, что они квазигосударственные, что их спасут и так далее. В Китае тоже есть такие компании, но в отличие от России, в Китае было море дефолтов. Думаю, многие знают про плачевную ситуацию с китайскими девелоперами. Также в Китае абсолютно лютая конкуренция в секторе автопроизводителей, результатом которой станет гора трупов. Все это понимают, но китайский государственный капитализм совершенно не против.
У нас в России условия пока что тепличные. Но поскольку в целом модели у нас похожи, я бы призывал смотреть на опыт Китая, поскольку там дефолты – вполне нормальная ситуация.
Решая задефолтить по-жесткому или устроить мягкую реструктуризацию, регуляторы всегда будут смотреть, в чьих руках находятся, например, облигации, если мы говорим про публичные долги. Если облигации сконцентрированы в чувствительном месте, то есть если речь идет про системообразующий банк или крупный пенсионный фонд, то, конечно, дефолта будут избегать любыми методами. Но если облигации находятся в руках розничных инвесторов, в таком случае дефолт может быть очень даже жестким. Системообразующие банки будут защищать, а частные лица и частные компании предоставлены сами себе.
Кроме того, долг у Китая и России довольно краткосрочный. Что касается России, у нас всегда была проблема длинных денег. Обычно мы получали длинное финансирование, размещая евробонды. Но с некоторых времен мы не можем это делать, а внутри России длинных денег нет. Поэтому, говоря про дефолт, важно помнить не только о том, каков уровень долга, а также о том, какая у него срочность, каков долговой профиль. Важно понимать, что корпоративный долг в России в основном короткий.
Второй важный момент заключается в том, что мы придаем большое значение ставке ЦБ. Но опыт текущего года показал, что ее роль переоценена. Дело в том, что долг со временем только растет, причем у всех. В России в силу некоторых причин внешний валютный долг стал сужаться. Но если бы не независящие от нас причины, то он бы тоже рос. То есть универсальное правило звучит следующим образом: в демократических обществах долг растет. Вполне очевидно, что есть связь между демократией и ростом долга, потому что народ любит потреблять. Можно потреблять в долг, и все предпочитают так и делать. На уровне государства это тоже понятно: если ты хочешь переизбраться, то ты будешь рассыпать деньги, даже если их нет.
Поэтому речь не идет о том, чтобы погасить долг. Речь идет только о том, чтобы его рефинансировать, то есть поменять старый, который подходит к погашению, на новый. И еще по пути добавить к снежному кому новенькие долги для каких-то непредвиденных расходов. Поэтому в совокупности долг растет у всех. Поскольку долг растет, и никто не хочет его погашать, финансовая система тоже должна расти. Банковская система должна переваривать все больший и больший объем рефинансирования.
Наверное, у нас не было дефолтов в этом году, несмотря на рост ключевой ставки, потому что важна не столько стоимость денег, сколько возможность банковской системы рефинансировать, позволить выпустить новый долг, за счет которого можно погасить старый. Это не универсальная формула, но она справедлива для 95% случаев.
Что можно сказать о будущем? Наверное, ставка ЦБ продолжит расти. Прогнозы в отношении траектории ключевой ставки делать сложно. Но я пока что не вижу предпосылок для того, чтобы она снижалась. Приведет ли это к морю дефолтов? Год назад я однозначно говорил, что приведет. Мы убедились, что я был неправ.
Элвис Марламов про ставку ЦБ и перспективные акции
Политику ЦБ и ФРС, будущее ключевой ставки и многое другое обсудили с основателем Alenka Capital Элвисом Марламовым.
Делимся мнением эксперта от первого лица.
Когда Банк России только начал повышать ключевую ставку, многие рассматривали этот шаг как временный. В прогнозах ноября-декабря 2023 года все ждали, что к концу 2024 ставка будет 9-11%. То есть все те факторы, которые привели к росту инфляции или к росту ставок, были уже известны, просто инвесторы и аналитики их игнорировали.