Экспертиза / Financial One

«Ожидание 10% роста по индексу S&P 500 в текущем году может не реализоваться»

«Ожидание 10% роста по индексу S&P 500 в текущем году может не реализоваться» Фото: facebook.com
5671

Сегодня состоится выступление избранного президента США Джо Байдена, в котором он, как ожидается, анонсирует свои планы в области бюджетной политики. 

Согласно последней информации, общий размер обсуждаемого пакета мер фискальной поддержки экономики, детальная структура которого пока не раскрывается, может составить порядка $2 трлн. Мониторинг выделения из бюджета средств на поддержку экономики осуществляет независимый Комитет по ответственному федеральному бюджету (CRFB). Как следует из отчета Минфина, опубликованного 7 января, около 79% от общей суммы поддержки, которая оценивается в $164 млрд, распределено в рамках второй разовой выплаты населению, предусмотренной мерами по преодолению последствий пандемии коронавируса (перечень этих мер был прописан в утвержденном Конгрессом законе Response and Relief Act, пятом по счету документе о борьбе с пандемией).

По оценкам CRFB, общий размер этого пакета мер составил $935 млрд. Его реализация должна была добавить к ВВП США порядка $625 млрд (соответствует 3% прогнозного ВВП за 2021 год), полностью устранив разрыв выпуска в экономике страны в этом году. Документ предусматривал выплату до $600 на каждого взрослого и каждого находящегося на иждивении ребенка. В случае взрослого населения это составляет половину от $1200 на человека, которые были выплачены в рамках пакета мер CARES (общим объемом $2,2 трлн), но выплаты на детей тогда были меньше на $100.

Суммарный объем фискальной поддержки, предусмотренной всеми утвержденными на сегодняшний день законодательными актами, CRFB оценивает в $3,4 трлн. В том числе около $960 млрд было направлено на поддержку малого бизнеса в форме грантов и кредитов, $585 млрд – на выплату продленных пособий по безработице, $460 млрд – на выплату возвратов по налогам, $420 млрд – на финансирование здравоохранения и $340 млрд – на различные виды другой поддержки, оказываемой на уровне штатов и местных органов власти.

Общая сумма предусмотренных законодательством средств на поддержку экономики уже превышает расходы на преодоление последствий Великой рецессии. В результате этой поддержки доходы населения США в текущем квартале, как ожидается, поднимутся до рекордных уровней за всю историю страны. Понятно, что увеличение бюджетных расходов ведет и к росту заимствований. В результате может вырасти и дефицит федерального бюджета США, который в прошлом финансовом году составил $3,1 трлн.

Бюджетное управление Конгресса (CBO) в своем ежемесячном отчете от 11 января отметило, что около 40% прироста федеральных расходов в первом квартале финансового года (октябрь–декабрь) пришлось на выплаты пособий по безработице, которые достигли $80 млрд против $7 млрд за аналогичный период предыдущего финансового года. Это связано как с увеличением регулярных выплат, так и с финансированием дополнительных пособий согласно принятому закону о государственной поддержке домохозяйств и бизнеса (CARES Act).

В преддверии очередного раунда фискального стимулирования доходность 10-летних казначейских облигаций США превысила 1%, а наклон кривой увеличился. Долгосрочные индикаторы инфляционных ожиданий поднялись параллельно с ценами на нефть, которые, по прогнозу Goldman Sachs, летом достигнут $65 за баррель. Помимо этого, аналитики Goldman Sachs полагают, что реальный рост ВВП США в годовом исчислении в текущем квартале составит 5%. Учитывая чрезвычайно высокие оценки и оптимизм инвесторов на рынке акций США, ожидание 10% роста по индексу S&P 500 в текущем году может не реализоваться в случае резкого повышения доходности 10-летних казначейских облигаций. 

Оценки «критической точки» на кривой, которая начнет оказывать давление на акции, расходятся, но мы можем обоснованно предположить уровень около 1,5%. Ввиду рекордно высоких котировок американских акций и прогнозов ускорения роста экономики неизбежно возникает вопрос о том, как долго Федрезерв будет сохранять стимулирующую монетарную политику. В последнее время несколько представителей ФРС намекнули на то, что некоторое сокращение баланса регулятора все же может потребоваться. 

Рынкам акций это явно придется не по вкусу, учитывая, что предыдущие попытки регулятора сократить размер покупок облигаций (в данный момент составляет $120 млрд, из которых $80 млрд приходится на UST), как правило, вызывали резкую коррекцию. Если процентные ставки или доходности UST начнут расти, выплаты по федеральному долгу тоже повысятся. В 2020 фискальном году чистые расходы правительства на выплату процентов составили $345 млрд, что эквивалентно 1,6% ВВП или 5,3% от общего объема расходов. Для сравнения: бюджет ВМС и Корпуса морской пехоты США на 2021 год составляет чуть больше $200 млрд. Очевидно, что повышение доходностей казначейских облигаций США приведет к росту стоимости обслуживания долга и может заставить Федрезерв задуматься о введении контроля кривой доходности.

Несмотря на появившиеся разговоры о возможном сокращении баланса ФРС, член совета управляющих ФРС Лаэл Брейнард и вице-председатель ФРС Ричард Кларида в своих последних выступлениях ясно дали понять, что в обозримом будущем этого не произойдет. Брейнард обратила особое внимание на важность достижения полной занятости, особенно в текущих условиях, которые она описывает как K-образное восстановление. 

В опубликованной вчера Бежевой книге ФРС говорится о том, что экономическая активность в стране немного выросла, тогда как продажи автомобилей снизились, объем банковского кредитования остался на прежнем уровне, а темпы роста занятости были невысокими. Инфляция также оказалась низкой, хотя ФРБ нескольких округов отметили улучшение способности продавцов повышать цены для конечных потребителей.

По словам Брейнард, обновленная политика ФРС нацелена на то, чтобы минимизировать разрыв между фактической и максимальной занятостью, тогда как ранее Федрезерв в своих действиях отталкивался от оценки фактического уровня занятости как «слишком высокого» или «слишком низкого». Правда, регулятор не дает никаких числовых значений своей оценки нормального долгосрочного уровня занятости, которые могли бы объяснить, что конкретно понимается под «максимальной занятостью». 

Он лишь определяет ее как «многофакторную цель, в отношении которой релевантным является широкий спектр индикаторов». Согласно последним данным, численность экономически активного населения в гражданских отраслях американской экономики сейчас примерно на 4 млн человек ниже, чем в марте 2020 года, а количество рабочих мест не дотягивает до мартовских уровней приблизительно 10 млн, и, по оценке Брейнард, фактическая безработица в США сейчас составляет 10%, что близко к пиковым значениям после глобального финансового кризиса 2007–2008 гг.

Что касается динамики цен, обновленная политика ФРС направлена на решение проблемы продолжающегося замедления инфляции и снижения равновесной реальной процентной ставки (которая в данный момент, по оценкам Клариды, составляет уже всего 0,5%). Федрезерв ставит своей целью достижение и удержание инфляции в течение «некоторого времени» выше 2%, что должно компенсировать низкий уровень инфляции, сохранявшийся на протяжении многих лет. Однако и в этом случае регулятор не поясняет, что он имеет в виду под словосочетанием «некоторое время» – как ничего не говорит он и о том, какой уровень инфляции будет считаться для него неприемлемым. 

Как отмечает Брейнард, индекс базовой инфляции PCE сейчас составляет 1,4%. Кларида, в свою очередь, заявил, что уделяет большое внимание рассчитываемому Федрезервом индексу общих инфляционных ожиданий (Index of Common Inflation Expectations – CIE), используя его в качестве индикатора близости инфляции к таргетируемому ФРС уровню. Кларида считает, что, после того как цели по инфляции и занятости будут достигнуты, Федрезерв должен перейти к принятию решений по денежно-кредитной политике на основе правила Тейлора с использованием коэффициентов, предполагающих долгосрочное значение нейтральной ставки по федеральным фондам на уровне 2,5%.

Таким образом, руководство ФРС явно не торопится сворачивать поддержку американской экономики. Главная проблема такого подхода заключается в том, что, продолжая проводить стимулирующую политику, Федрезерв тем самым продолжает подогревать рыночную эйфорию, что способствует дальнейшему наращиванию долговой нагрузки и в конечном итоге может спровоцировать глубокую коррекцию, подорвав начинающееся восстановление экономики.

Доллар по 65-70 рублей прогнозирует Credit Suisse в 2021 году

Подразделение Investment Solutions & Products швейцарского банка Credit Suisse выпустило исследование 2021 Investment Outlook. 

  • Темпы восстановления экономической активности будут зависеть от восстановления мирового спроса и ограничений ОПЕК+ на добычу нефти.
  • Рубль укрепится до обоснованного уровня – 65-70 рублей за доллар США.

Нормализация налогово-бюджетной политики поможет снизить инфляцию, которая, по нашим прогнозам, к концу 2021 года опустится ниже целевого показателя ЦБ РФ в 4%. Однако недавний всплеск фактической инфляции и инфляционные ожидания домохозяйств практически исключили дальнейшее смягчение политики. 

Продолжение





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи