Market Vectors / Financial One

Нужна ли финансовая культура в век высоких технологий

5356

Финансовую грамотность, особенности принятия решений на рынке и бум IPO обсудили эксперты на интенсиве «Толк», организованном «Тинькофф инвестиции».

В современном мире финансовая культура является важным компонентом успешной жизни. Несмотря на появление новых технологий, человек как субъект принятия решения занимает ключевое место, и, вероятно, искусственный интеллект это не изменит, это подчеркивает член Совета директоров и руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута.

«Я думаю, все согласятся, что совсем не за горами какие-то персональные подсказчики, советчики. Может быть, мы будем делегировать нашим цифровым двойникам (для простоты назовем это так) определенный уровень принятия решений, который мы считаем возможным туда отдать. Но это тоже будет наше решение. Чего мне кажется ни в коем случае нельзя допустить – это переложить на кого-то ответственность», – считает Мамута.

Стратегия развития финансовой грамотности

В этом году завершается первая стратегия развития финансовой грамотности. Программа действовала с 2017 по 2023 годы. По результатам исследования Банка России 2022 года, за период реализации стратегии уровень финграмотности граждан вырос: количество граждан, имеющих запас средств на непредвиденный случай, увеличилось с 37% до 47%, доля тех, кто грамотно распределяет доходы на текущие нужды, выросла с 54% до 62%.

В фокусе новой стратегии окажутся активные игроки финансового рынка, вышедшие из возраста получения профессионального образования. Цель – повысить уровень финансовой культуры граждан, не имеющих профильного экономического образования. Мамута замечает, что «в идеальном мире» человек стремится к рациональности принятия решения, анализируя доступные варианты в поиске наиболее выигрышного.

«В реальности принятие решений происходит чуть-чуть по-другому. Большинство людей выбирает из ограниченного перечня (2, 3, может, 4 предложения), когда их становится слишком много, мозг отключается. Второе – очень сильное влияние на выбор человека имеет простота доступа к чему бы то ни было. Когда это просто, когда в один клик “нажал – купил”, это такой путь, который делает для многих привлекательным вход», – говорит представитель ЦБ. В этом случае решения основаны не на осмысленности, а на подборе более вменяемой альтернативы.

До начала инвестирования важно сформировать подушку безопасности, которой хватит на 6 месяцев жизнедеятельности. Выработка инвестиционных компетенций требует базиса знаний, минимальных рисков на этапе входа на рынок, времени и объективных источников информации. Мамута советует инвесторам не гнаться за гарантиями высокой доходности за короткий срок.

Бум IPO

В ноябре на Мосбирже разместили акции 4 компании: разработчик операционной системы группа «Астра», сеть магазинов мужской одежды Henderson, топливный оператор «Евротранс» и золотодобытчик «Южуралзолото группа компаний» (ЮГК). В декабре выйти на IPO может сеть ломбардов «Мосгорломбард», калужский ликеро-водочный завод «Кристалл» и Совкомбанк. По мнению директора департамента рынка акций Мосбиржи Бориса Блохина, инвесторам стоит учитывать мнение экспертов при принятии решения участвовать в IPO.

«Я считаю, что главный индикатор – это то, что говорит ваш брокер. Для всех начинающих инвесторов очень тяжело оценить компанию, которая только планирует стать публичной. Очень сильно все зависит от сектора, от стадии компании, и разбираться в этом достаточно тяжело. Более того, как правило может быть достаточно немного времени с момента фактического объявления о старте сделки до ее окончания», – поясняет Блохин. Брокер может предоставить клиенту аналитический обзор компании в кратком виде.

Следить за выходом эмитентов на биржу можно в СМИ. Кроме того, Блохин говорит, что и эмитент, и Мосбиржа сообщают об открытии книги заявок на IPO. Бум IPO на российском рынке некоторые эксперты связывают с относительно высокой ключевой ставкой – 15% годовых. При такой ставке занимать средства в банках становится дорого. Однако высокая ключевая ставка может играть на руку некоторым компаниям.

Говоря о высокой ключевой ставке, Блохин разъясняет: «Бизнес Мосбиржи очень широко диверсифицирован. Во-первых, у нас достаточно большое количество рынков (есть фондовый рынок, валютный рынок, срочный рынок, товарный рынок). И у нас также есть существенный объем бизнеса, который зависит от ставок, то есть от размещения капитала. Поэтому в целом, когда ставки на рынке достаточно высокие, это означает, что за размещение капитала ты можешь получить большую доходность».

Соцсеть для инвесторов

Следить за актуальными событиями инвесторы могут в социальной сети «Пульс». Говоря о соцсети, CEO «Тинькофф инвестиции» Дмитрий Панченко отмечает, что на площадке пересекаются эмитенты, инвесторы и инвестиционные консультанты. На платформе быстро появляются корпоративные новости, причем иногда раньше, чем в информагентствах. Также соцсеть позволяет инвесторам обсудить инвестиционные темы, в частности инструменты в портфеле и стратегии.

Инвестор Сергей Попов про правильный выбор акций на IPO

Размещения акций и их покупка стали темой обсуждения с управляющим директором и совладельцем NZT Rusfond Сергеем Поповым.

Попов замечает сдвиг в мышлении эмитентов, выходящих на биржу. Раньше компании, размещая акции по высокой цене, хотели получить как можно больше средств от инвесторов.

Продолжение





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи