Налоговый вычет по ИИС – пошаговая инструкция от юриста
Фото: facebook.com
Договор заключается на ведение ЕДИНСТВЕННОГО ИИС и минимум на три года.
Средства на ИИС вкладываются через брокера в ценные бумаги и финансовые инструменты. Клиент может получить как прибыль, так и убытки.
Читайте: Ипотека или аренда – что выбрать
Если убытки – личное дело каждого, то на прибыль государство имеет ввести налогообложение. В рамках поощрения инвестиционной активности граждан и повышения привлекательности ИИС законодатель ввел в действующий Налоговый кодекс (НК РФ) два вида налоговых вычетов, одним из которых налогоплательщик в праве использовать.
Вычет на сумму денежных средств, внесенных на ИИС
Налоговый вычет представляется в сумме денежных средств, внесенных на ИИС, но не более 400 000 рублей. Для его получения необходимо предоставить в налоговый орган декларацию по форме 3-НДФЛ со всеми подтверждающими документами.
Вычет можно заявлять ежегодно при условии пополнения средств на ИИС. Доходность от операций не имеет значения. Если договор на ведение ИИС действовал менее трех лет, то физлицу необходимо восстановить не уплаченную в связи с применением вычета сумму НДФЛ за прошлые годы и уплатить ее в бюджет вместе с пенями.
Какие документы необходимо предоставить для получения ИИС?
1) Налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ.
2) Справку из бухгалтерии по месту основной работы по форме 2-НДФЛ о начисленных и удержанных суммах НДФЛ.
3) Договор с брокером (доверительным управляющим).
4) Документы, подтверждающие зачисление средств на ИИС (платежное поручение/приходно-кассовый ордер/поручение на зачисление денежных средств вместе с отчетом брокера о проведении операции.
Далее налоговый орган проводит трехмесячную камеральную проверку декларации. Если с первичными документами все в порядке, резидент получает право на налоговый вычет. Сумма вычета направляется на счет физлица на основании его заявления, подающегося одновременно с налоговой декларацией.
Такой вычет выгоден тем инвесторам, которые придерживаются осторожных инвестиций в надежные, но низкодоходные инструменты.
Вычет на сумму положительного финансового результата, полученного по операциям на ИИС
Такой вид вычета интересен динамичным инвесторам, преумножающих доход от инвестиционных операций и работающих с большим количеством финансовых инструментов.
Этот налоговый вычет предоставляется только по окончанию договора на ведение ИИС, иначе вся полученная прибыль от операций подлежит обложению НДФЛ, как по обычному брокерскому счету.
Как получить?
1) Самостоятельно. Резидент подготавливает декларацию по ф. 3-НДФЛ с приложением договора на открытие ИИС и отчетов брокера, подтверждающих факт совершения операций. Далее осуществляется камеральная проверка документов. Такой способ требует самостоятельного расчета налогоплательщика суммы финансового результата с применением формул, описанных в НК РФ и специальной программы для заполнения налоговых деклараций.
2) Через налогового агента, которым является брокер. Для этого необходимо получить в налоговом органе справку о том, что физлицо ранее не пользовалось правом на получение инвестиционного налогового вычета в сумме денежных средств, внесенных на ИИС; в течение срока действия договора на ведение ИИС налогоплательщик не имел других договоров на ведение ИИС.
Справка предоставляется брокеру и является основанием для неудержания НДФЛ из суммы получаемых резидентом доходов.
Предельный размер данного вычета НДФЛ законодательством не ограничен. Резидент вправе выбрать вычет в любое время в течение действия договора. Но возвратить НДФЛ в случае предпочтения вычета на сумму денежных средств, внесенных на счет, можно только в течение трех лет.
Популярное
-
Российский рынок завершает неделю ростомГудым Кристина, аналитик ФГ «Финам» 09.10.2026 19:45
223
В пятницу, 9 октября, рынок завершает основную сессию в «зеленой» зоне. Индекс МосБиржи растет на 0,38% до 2321,11, индекс РТС растет на 0,98% до 861,20.more
-
ПАО «ГЛОРАКС» - привлекательная инвестидея в секторе недвижимостиНаталья Мильчакова, ведущий аналитик Freedom Global 09.10.2026 19:23
266
9 октября на умеренно растущем российском фондовом рынке в лидеры роста вышли акции ПАО «ГЛОРАКС», подорожавшие на 6,8% до 40,79 руб. за акцию.more
-
У фондового рынка есть запас прочностиНаталья Мильчакова, ведущий аналитик Freedom Global 09.10.2026 18:45
278
В пятницу, 9 октября, российский фондовый рынок, открывшись в пятницу очень слабым и неуверенным ростом, во второй половине дня всё-таки «прибавил газу» - покупки недооценённых акций стали более уверенными. Номинированный в рублях индекс Мосбиржи к вечеру вырос на 0,47%, поднявшись снова выше 2320 пунктов, а долларовый РТС – на 0,46%.more
-
Курс рубля теряет импульс ростаДмитрий Бабин, эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» 09.10.2026 17:59
288
Рубль поначалу дешевел к юаню, но вскоре восстановился и переписал максимум нескольких предыдущих дней. Однако в середине торгов российская валюта вновь сдала позиции, растеряв почти все достижения пятницы.more
-
Рост расходов и экономия посетителей заставляет рестораторов закрывать нерентабельные заведенияВладимир Чернов, аналитик Freedom Global 09.10.2026 17:30
281
С января по сентябрь число ликвидированных компаний из сферы общепита увеличилось на 15% год к году, до 28 тыс. компаний и ИП. В первую очередь это связано с ростом налоговой нагрузки, повышением затрат на продукты, зарплаты и аренду, а также с тем, что посетители сейчас тоже стали чаще экономить на ресторанах, из-за чего повышать цены без потери клиентов становится сложнее, поэтому владельцы и закрывают нерентабельные точки. Дорогие кредиты также мешают еще и открывать новые заведения.more
Ни слова о самом ИИС и о том что с ним делать - в какой момент закрывать, насколько Важен факт закрытия для подачи в ИФНС. Учитывая что значительное число граждан делают операцию по внесению 400т. в конце 3-го периода и тут же закрытия ИСС и подачи на вычет (без приобретения чего либо) - данная информация была более чем актуальна.