Председатель Банка России Эльвира Набиуллина на пленарном заседании Госдумы рассказала о причинах выбора цели по инфляции.
1. Низкая инфляция – это необходимое условие благополучия населения. Большой рост цен не дает возможности планировать семейный бюджет, обесценивает доходы и сбережения. Сильнее всего инфляция бьет по уровню жизни людей с низкими доходами.
В прошлом году инфляция в конце года уже опустилась к уровням 2011–2013 годов, но тем не менее, по социологическим опросам, оставалась проблемой номер один для россиян. И только в этом году, когда инфляция достигла целевого уровня, в социологических опросах она стала уступать место другим проблемам.
Но что нас беспокоит: инфляционные ожидания граждан остаются высокими, хотя и снижаются. Мы просто для наглядности посчитали два очень простых индекса – можно их назвать новогодними. Считаем, как растут цены на наборы продуктов для традиционных новогодних блюд, таких как салат оливье и селедка под шубой. Салат оливье за год подорожал на 1,2% – приготовить его стоит около 312 рублей, селедка под шубой подешевела на 0,9% – стоит чуть больше 150 рублей. Но ощущение инфляции у людей гораздо выше. И мы очень хотим добиться доверия населения к нашей политике, к тому, что можно распоряжаться семейными деньгами, не думая постоянно о росте цен.
2. Положительный эффект от низкой инфляции – это улучшение условий ведения бизнеса и преимущества для эффективных проектов. Низкая инфляция дает возможность долгосрочного планирования. Она стимулирует повышение предприятиями эффективности и не позволяет перекладывать высокие издержки в рост цен, в расходы граждан. То есть заставляет предприятия повышать производительность и снижать свои издержки.
Повышение производительности российских предприятий – это важный фактор формирования новой модели роста. Если отвечать на вопрос: за счет чего будет расти конкурентоспособность российской экономики – дешевой рабочей силы и дешевых ресурсов или продукции с высокой добавленной стоимостью, очевидно, второй ответ предпочтительней, это путь к высокоразвитой экономике. Поэтому мы часто называем низкую инфляцию катализатором структурных изменений, связанных с повышением производительности.
3. Низкая инфляция способствует дедолларизации экономики и стабилизации валютного курса. Когда люди понимают, что инфляция под контролем, они не покупают валюту впрок, чтобы защититься от обесценения рубля, и не пытаются резко «перевернуться» в валюте в случае каких-то внешних шоков, если уверены, что инфляция останется невысокой.
4. Рост экономики подпитывается от финансовых ресурсов. Нас часто раньше критиковали и критикуют за то, что жесткость нашей политики мешает развитию кредитования и, следовательно, препятствует ускорению роста. На самом деле развитию кредитования мешает не наша высокая ключевая ставка, а высокая инфляция. Напомню, когда в 2011–2013 годах ключевая ставка была ниже, чем сейчас (5,5%), ставки по кредитам для предприятий были даже выше, чем сейчас. Сейчас они снижаются именно благодаря тому, что снижается инфляция. Здоровое кредитование, в первую очередь долгосрочное, инвестиционное, может развиваться только на базе низкой инфляции.
Мы уже видим, что вслед за инфляцией и нашей ключевой ставкой снижаются и процентные ставки в экономике. На 2 п.п. снизились ставки по кредитам до одного года, а по долгосрочным – на 2,3 процентного пункта. То есть по долгосрочным кредитам ставки снижаются опережающими темпами. Это значит, что экономические агенты начинают верить в низкую инфляцию. Ставки по длинным кредитам, важным для инвестиционного и ипотечного кредитования, снижаются быстрее.
За 10 месяцев этого года кредит экономике вырос на 4,7%. В корпоративном секторе в январе–сентябре наблюдался прирост кредитования многих отраслей, в том числе добычи полезных ископаемых (+14,0%), сельского хозяйства (+9,0%), обрабатывающих производств (+9,5%) и транспорта и связи (+8,1%).
Необеспеченное потребительское кредитование выросло на 7,8%. На наш взгляд, это умеренный рост без риска образования каких-то пузырей. Убедительно растет ипотечное кредитование (+9,3% за январь–сентябрь этого года). Рост ипотеки – это в том числе свидетельство уверенности экономических агентов в низкой инфляции.
В целом мы считаем, что банковская система способна дальше наращивать здоровое кредитование. Прибыль банков за 10 месяцев составила 693 млрд рублей, это немногим ниже, чем за аналогичный период прошлого года. Но если бы не убытки санируемых Бинбанка и «Открытия» – прибыль была бы больше. Что для нас очень важно – количество прибыльных банков преобладает (397 из 572 кредитных организаций, которые действовали на 1 ноября, являются прибыльными).
По нашим оценкам, кредитование будет расти темпами 5–7% в следующем году, затем 7–10% в год – это выше темпов роста ВВП, и кредитование будет поддерживать экономический рост.
Подписывайтесь на Financial One в соцсетях:Facebook || Вконтакте || Twitter || Youtube