В рамках дискуссии по вопросам токенизации активов на ВЭФ-2025 директор Департамента финансовой политики Министерства финансов Алексей Яковлев рассказал о позиции ведомства в вопросах развития цифровых активов и создании условий для развития рынка ЦФА. Минфин видит перспективы в токенизации исключительных прав на интеллектуальную собственность, корпоративных прав в ООО, документарных ценных бумаг. Однако представитель ведомства призывает «не прыгать в омут с головой» и следовать необходимым процедурам согласования и обкатки новшеств в рамках экспериментально-правового режима.
Легче доступ, меньше издержки
«Безусловно, токенизация — это способ повысить ликвидность и упростить доступ к инвестициям, — отметил Яковлев. — Это снижение транзакционных издержек, это упрощение сделок как по приобретению, так и по отчуждению тех или иных активов». Представитель Минфина также добавил, что токенизация позволяет увеличить потенциал как для кредитования, так и для привлечения другого рода инвестиций.
Задача номер 1: регулирование
Яковлев обозначил необходимость соблюдать этапность в вопросе регулирования, начиная от разработки Правительством РФ соответствующей концепции, которая бы очерчивала «периметр, в котором мы могли бы видеть на сегодняшний день токенизацию».
«Это касается и непосредственно активов, и субъектов такой токенизации. И далее уже можно двигаться по пути запуска экспериментально-правового режима, так как практика показывает, что это хороший паровой механизм для того, чтобы обкатывать те или иные инициативы», — подчеркнул представитель Минфина.
Что токенизируем?
Среди приоритетных активов, которые Министерство финансов сегодня рассматривает для токенизации — прежде всего, права на движимое имущество — но только то, которое не подлежит государственной регистрации.
Второй потенциальный актив для токенизации — исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.
Смарт-контракт для оформления корпоративных отношений
На сессии ВЭФ-2025 был упомянут также кейс токенизации корпоративных прав в обществе с ограниченной ответственностью. Это как раз тот кейс, который, по словам Яковлева, позволяет увеличивать и потенциал для кредитования, потому что для кредитующего банка, для инвестора это четкая понятная структура владения внутри общества с ограниченной ответственностью и четкий понятный механизм по переходу права собственности на эти права.
Такой подход не только позволяет снизить транзакционные издержки, но и в первую очередь обезопасить участников рынка от недобросовестных действий.
Реестр держателей долей
Представитель Минфина рассказал, что ведомство сейчас порабатывает создание реестра держателей долей в компании. По сути, это некая аналогия современного законодательства об акционерных обществах.
«Обсуждаем с Федеральной налоговой службой, как бы мог выглядеть этот механизм, и думаю, что в ближайшее время мы уже четкие формулировки дадим», — поделился Яковлев.
Токенизация документарных ценных бумаг
Четвертый вид активов, в которых Минфин видит потенциал для токенизации, это документарные ценные бумаги. По словам Яковлева, Министерство финансов уже разработало эту концепцию, в настоящее время она уже проходит межведомственное согласование. В скором времени концепция будет доработана с учётом обратной связи от Центробанка и участников рынка — и представлена публике.
Курс на повышение ликвидности
«Ключевое в дальнейшем развитии этого уже молодого, но достаточно развитого рынка, — это, безусловно, повышение ликвидности, потому что на сегодняшний день у нас по сути есть отдельные, скажем так, бассейны ликвидности в рамках отдельных операторов информационных систем», — отметил Яковлев.
Однако эта задача требует и технологических, и правовых возможностей и условий: как для доступа участников, так и для доступа к клиентской базе между операторами, и к вторичному обороту. Это может стать толчком для роста рынка, который на сегодняшний день по большей части — рынок долговых ЦФА, причем речь именно про короткий рынок долга. Например, корпоративных облигаций со сроком 180 дней нет. Яковлев подчеркнул, что это не замена традиционным инструментом, а дополнение, прежде всего, с точки зрения срока.
Будущее рынка ЦФА
«Наверное, будущее рынка ЦФА лежит в той плоскости, чтобы закрывать как раз те ниши, в которых текущее регулирование, либо в целом практика сложившегося оборота не позволяет быстро и с меньшими издержками совершать сделки, либо решать другие задачи», — поделился Яковлев.
С решением задач по повышению ликвидности и вторичному обороту представитель Минфина также прогнозирует и появление новых инструментов ЦФА.
Другие материалы с Восточного экономического форума:
Роман Горюнов: Дальний Восток может стать новым финансовым центром России
Восточная биржа и капитализация Дальнего Востока
Зампред ЦБ Гузнов: дискуссия по вопросам налогообложения ЦФА близка к завершению
ВЭФ-2025: Анонимность криптоактивов — это миф
«Газпром нефть» поддержала создание национальной квалификации
Минфин делает ставку на цифровые инструменты и QR-коды для трансграничных платежей
Инфраструктурные проекты Дальнего Востока — эльдорадо для инвесторов
ВЭФ-2025: бизнес, вузы и профсообщество объединяют усилия для подготовки кадров
Национальная финансовая квалификация: от импорта к созданию собственного стандарта
Народные облигации – инструмент реализации значимых проектов