По словам Яковлева, не существует универсального средства, которое позволит обойти действующие платежные ограничения. В современных реалиях работает только комплекс решений, которые реализуются в совокупности и используются адаптивно в зависимости от юрисдикции, в которую нужно провести платёж, и особенностей — типа, вида товара, который оплачивают — и так далее.
Адаптация российской экономики к условиям международной торговли
Яковлев отмечает: «Тот факт, что внешняя торговля продолжается, говорит о том, что все участники внешнеэкономической деятельности как внутри России, так и за её пределами, все наши ключевые торговые партнеры в этом заинтересованы». Российская финансовая инфраструктура благодаря усилиям как финансовых организаций, так и экспортёров и импортёров, а также ряда других участников, быстро и гибко адаптировалась. Задача регулятора заключалась в данном случае в том, чтобы не ставить барьеры и создавать условия для того, чтобы такая подстройка была возможна.
Одно из ключевых решений, которое позволило придать гибкость этому процессу, стал указ президента РФ №529, в котором были сделаны существенные послабления в сфере валютного контроля. В частности, была приостановлена обязанность по репатриации валютной выручки и по использованию счетов уполномоченных банков при проведении расчетов за ВЭД и возврате предоставлении займов. Кроме того, стало возможным проводить зачёт обязательств и требований к нерезидентам, а также заменять их на новые требования, что позволило структурировать механизмы, которые на сегодняшний день позволяют обслуживать внешнюю торговлю. Для поддержания работы традиционной банковской инфраструктуры Минфин оказывает поддержку в части работы межправительственных комиссий, позволяя налаживать договоренности на двустороннем уровне.
Цифровые инструменты: новые возможности для бизнеса
В работе по созданию платежного меню Минфин видит большой потенциал в создании возможностей по использованию цифровых инструментов, таких как цифровая валюта, цифровые финансовые активы и иностранные цифровые права. Уже доработано законодательство, которое должно дать возможность бизнесу создавать и развивать такие инструменты.
По словам Яковлева, в каждом из этих направлений уже есть успешные кейсы. Созданный набор продуктов различается по стоимости, скорости работы и применимости. Это создает здоровую конкуренцию, так как инструменты стоят дешевле и работают быстрее чем другие станут более ходовыми, но при этом «остальные будут лежать про запас, наготове, если возникнет соответствующая потребность».
QR-коды: доступность международных платежей для граждан
Яковлев отметил, что особенно важно фокусироваться не только на создании b2b-решений, но и предоставлять возможность для рядовых граждан пользоваться инструментами для платежей за рубежом для бытовых целей. Здесь наиболее перспективны технологии по оплате через QR-коды, так как данная технология выглядит безопасной для обеих сторон. В ряде стран такие решения уже реализованы, и география таких платежей будет расширяться. При этом Яковлев не считает меры по созданию диверсифицированного платежного меню временной мерой.
«Мы боролись с тем, чтобы преодолеть инертность, потому что все, к сожалению, еще рассчитывали, что будет так, как было. Но когда пришло понимание, что как было уже не будет, стало гораздо легче. Как раз формирование платежного меню, формирование решений — это та стратегия, которая работает наперёд. Те инструменты, которые сегодня уже есть, но может быть, в недостаточной мере используются, потому что работают еще другие, — как револьвер будут приходить на смену в том случае, если текущие механизмы перестанут работать. Уже есть и долгосрочная стратегия, которая показала свою эффективность», — отметил Яковлев.