Компании и люди / Financial One

Королева дивидендов

Королева дивидендов
5895

Жеральдин Вайс – легендарный американский финансовый аналитик и инвестор, возможно, самая известная женщина на Уолл-стрит. На протяжении полувека она боролась не только с фондовым рынком, помогая себе и своим клиентам совершать успешные вложения, но и с общественными предрассудками. Трудно поверить, что когда-то Жеральдин могла рассчитывать только на позицию секретарши – всего лишь потому, что она была женщиной…

Жеральдин родилась в 1926 году в семье финансистов и впоследствии часто вспоминала вечерние разговоры родителей о рынках и инвестициях. Это подстегнуло интерес девушки к миру больших денег: уже окончив колледж, она тем не менее продолжала посещать публичную библиотеку Сан-Диего (Калифорния), где прочла «буквально каждую книгу по инвестированию». Наибольший отпечаток в ее памяти оставили труды Бенджамина Грэхема «Анализ ценных бумаг» и «Умный инвестор», которые серьезно повлияли на ее будущую инвестиционную стратегию.

Вооружившись теоретическими знаниями, Жеральдин начала рассылать резюме в брокерские компании и исследовательские дома в надежде найти работу в мире финансов, однако постоянно слышала лишь один вопрос: «А Вы умеете печатать?»

На дворе были 60-е, и считалось, что женщина не способна преуспеть в инвестиционном бизнесе. Не найдя себе подходящего места, героиня решила уйти в свободное плавание. В итоге в 1966 году, в возрасте 40 лет, она самостоятельно выпустила свой первый инвестиционный бюллетень Investment Quality Trends, или IQ Trends. Сначала Жеральдин вела бизнес совместно с партнером-мужчиной. «Мы высылали абсолютно идентичные письма – одно было подписано его именем, второе – именем Жеральдин Вайс. Практически все ответы приходили ему, мои же оставались без внимания»,  вспоминала финансистка.

Однако бывали и исключения. Один из ответов Вайс впоследствии особенно любила цитировать: «Не могу даже представить себе, что буду получать консультации по инвестициям от женщины. Разве что если вы получаете свои рекомендации от мужчины».

Через некоторое время партнер Жеральдин бросил совместное дело ради работы в брокерской фирме. Чтобы сохранить компанию, она решила пойти на хитрость. «Я поняла, что мое имя вряд ли привлечет много подписчиков, поэтому начала подписывать бюллетень инициалами «Ж.Вайс»,  вспоминает финансистка.

В течение многих лет Жеральдин получала ответы на имя «мистера Вайса», поскольку никто просто-напросто не верил, что инвестиционный консалтинг способна осуществлять женщина. Свою легенду она решилась раскрыть лишь в середине 1970-х на телешоу «Неделя на Уолл-стрит». Ее признание произвело настоящий фурор. Но Жеральдин прекрасно понимала, что это уже не нанесет ее бизнесу никакого вреда. «К тому времени я проработала в финансовой индустрии достаточно долго, и моя компания процветала. Инвесторов уже не волновало, кто ей руководит ­ хоть обезьяна», - вспоминает финансистка.

Дивиденды не лгут

Подход Жеральдин сегодня многие назвали бы старомодным: она пропагандировала консервативный взгляд на инвестиции, отдавая предпочтение голубым фишкам американского фондового рынка. Стратегия Вайс детально описана в ее книгах «Дивиденды не лгут» и «Связь с дивидендами». Уже из названий очевидно, что ценность бумаг для Жеральдин определялась не динамикой котировок, которая легко поддается манипуляциям, а дивидендами: «Я изучила историю многих акций и поняла, что каждая из них имеет свой индивидуальный ценностный профиль, свои точки высокой и низкой дивидендной доходности, причем эти уровни были цикличными. Некоторые акции были недооцененными при доходности 4-6%, а некоторые – переоцененными при доходности 2-3%. Но цикл повторялся постоянно: зона высокой доходности и недооцененности (время покупать) сменялась зоной низкой доходности (время продавать). Так я стала отслеживать движение 350 голубых фишек, опираясь на историческую доходность».

Анализируя компании, Вайс обнаружила, что дивидендная доходность варьируется в пределах более-менее постоянного диапазона, уникального для каждого эмитента. Акции необходимо купить или продать, когда они достигают, соответственно, максимальной или минимальной точек.

Будучи консерватором, Жеральдин рекомендовала клиентам выбирать акции крупных компаний с эффективным менеджментом, известным продуктом, качественным маркетингом и непременно – стабильными дивидендами, которые бы слабо зависели от рыночных циклов. Такие бумаги выдержат испытание временем и переживут все экономические катаклизмы, уверена она.

Основные критерии, которыми руководствовалась Жеральдин при выборе акций, были следующими:

1. Дивиденды растут в течение 5 из последних 12 лет – наиболее важный показатель хорошего менеджмента компании.

2. Прибыль растет на протяжении минимум 7 из последних 12 лет.

3. Дивиденды выплачиваются без перебоев.

4. Текущей дивидендной доходности далеко до исторического максимума.

Вторичные критерии:

1. Минимум 5 млн акций находятся в обращении – это залог ликвидности.

2. Акции держат как минимум 80 институциональных инвесторов.

3. Компания имеет рейтинг от агентства S&P на уровне «А-» и выше.

В 1990-е годы подход Вайс стал казаться участникам рынка устаревшим: в то время дивиденды генерировали лишь 14% от общего дохода индекса S&P 500 в отличие от предыдущих 60 лет, когда их доля равнялась 46%. В то время Вайс в каждом своем интервью предсказывала скорый крах индекса Dow Jones: ее индикаторы сигнализировали сильную переоцененность рынка. Впоследствии показатели опускались еще ниже из-за действий таких гигантов, как Microsoft, который не платил дивиденды вовсе, или Intel, выплачивавший своим акционерам минимальную ставку. Позже Жеральдин признала ошибку в своих сроках наступления коллапса.

В 2003 году, будучи уже в достаточно преклонном возрасте, она все-таки вышла на пенсию, однако ее бюллетени IQ Trends выходят и по сей день на протяжении почти 40 лет. В 2000-2007 годах рекомендации помогли читателям зарабатывать в среднем 19,1% годовых.

Сегодня 89-летняя Жеральдин – успешный инвестор, аналитик, писатель, лектор и одна из ярчайших телевизионных персон в мире финансов. А также – страстная любительница игры в бридж, как и ее коллега и партнер по столу Уоррен Баффет. Однажды, вспоминает легендарная финансистка, Баффет позвонил ей в офис, чтобы назначить время очередной игры. Ее помощница недоверчиво проворчала, будто какой-то человек утверждает, что он Уоррен Баффет. Когда Жеральдин сказала, что это он и есть на самом деле, испугавшаяся ассистентка выронила трубку.

Вероятно, такую же реакцию стоило бы ожидать 40 лет назад от подписчиков IQ Trends, пожелавших узнать, что за прозорливый аналитик скрывается под инициалами Ж.Вайс...





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи